Инновационная форма взаимодействия педагогов ДОУ с семьями раннего возраста "Творческие гостиные для малышей"


На современном этапе работы ДОУ актуализирована тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Специалисты нашего детского сада используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, наиболее эффективной, на наш взгляд, выбрана “Творческая гостиная”.

Творческие гостиные” - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог, выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком раннего возраста.

На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

Творческие гостиные” способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей детей раннего возраста, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.

Хотелось бы отметить, что центральной сферой психологии ребенка раннего возраста является эмоциональная сфера. Всестороннее развитие малыша непосредственно сопряжено с этой сферой. Как подчеркивал В.В. Зеньковский, “раннее детство является “золотым временем” для эмоциональной жизни, что указывает на особую значимость эмоциональных отношений в этот возрастной период”. [5]

Возникающие эмоциональные отношения между родителями и ребенком во внешнем и внутреннем облике, в поведении, и в зависимости от характера этих отношений (либо отношения направлены на поддержание контакта с ребенком, либо на избежание его) меняется и качество общения между ними. Из вышесказанного следует, что эмоциональные отношения связаны с общением.

Исследованиями общения взрослых с детьми первых семи лет жизни занималась в нашей стране лаборатория ранних этапов развития психики НИИ общей и педагогической психологии под руководством М.И Лисиной. Материалы исследований свидетельствуют о том, что уже в раннем возрасте у ребенка возникает и достигает значительного развития потребность в общении с окружающими людьми. Экспериментальные исследования лаборатории позволили установить, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка происходит смена четырех качественно своеобразных форм общения.

  1. Первой и генетически наиболее ранней является непосредственно-эмоциональное общение или ситуативно-личностная форма общения (0-6 месяцев).
  2. Следующая форма общения ситуативно-деловая (с 6 месяцев – 2 лет).
  3. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет).
  4. Внеситуативно-личностная форма общения детей с взрослыми (6-7 лет).

Какова бы ни была форма общения, в любом случае положительные, теплые эмоциональные отношения и контакты ребенка с родителями будут способствовать становлению более эффективных взаимоотношений ребенка раннего возраста с окружающими его людьми.

По мнению основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, “развитие ребенка происходит только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением. Первым и наиболее значимым окружением ребенка является его семья. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка, в том числе и формирование его адаптационных возможностей”.

Работа с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, и зачастую попадает в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию взрослых, его окружающих. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.

Организация взаимодействия педагогов и родителей, отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

Исходной предпосылкой подбора тематики встреч в наших “Творческих гостиных”, является многолетний мониторинг родителей детского сада по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

Отличительной особенностью встреч является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Цели цикла встреч:

  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • гармонизация межличностных отношений в семьях;
  • формирование позиции “любящего взрослого”.

Условия проведения встреч. Желательно, чтобы количество пар участников (ребенок-родитель) было не менее 3 (6 человек) и не более 6 (12 человек). Рекомендуется присутствие на встречах двух ведущих: это может быть психолог и воспитатель данной группы. Для проведения встреч необходима площадь помещения не менее 40 м2. Лучше всего если это будет группа детского сада, освобожденная от лишних предметов или музыкальный зал. Для встреч необходимы: подушки (стулья) по числу участников, мягкие игрушки, магнитофон, столы, изобразительные средства, бумага (материалы для каждой встречи указаны в Приложении 1).

В основу данного цикла встреч положены: игротерапия, элементы сказкотерапии и арт-терапия. При разработке учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста и положены следующие методические принципы [11]:

Принцип системности. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка и развития личности ребенка раннего возраста. Благоприятные эмоциональные отношения между взрослыми и ребенком создают основу для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала. Поэтому особое внимание уделялось играм и упражнениям на развитие и укрепление эмоциональных отношений.

Принцип этнопедагогического подхода. Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, должно строиться с опорой на народные традиции, включающие богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим в содержание встреч включен фольклорный материал – потешки, пестушки, сказки, песенки.

Принцип деятельного подхода. Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и др.), природным материалом, в занятиях продуктивными видами деятельности.

Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога, психолога). Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка с родителями направлено на достижение цели: создание оптимальных условий успешной адаптации детей к детскому саду, к детскому коллективу; эмоциональное развития детей раннего возраста; формирование у детей таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

Данный цикл рассчитан на младших дошкольников. Продолжительность одной встречи не должна превышать 20-25 минут (включая свободную игру, т.е. организационную часть).

Структура встречи

Основные части встречи Время Наименование составных частей встречи Повторяемость
1. Организационная часть от 10-15 мин

(пока собираются участники встречи)

свободная игра для детей каждую встречу
2. Ритуал приветствия 1, 5 минуты

2 минуты

Приветствие по кругу с каждым участником

пальчиковая гимнастика, игры с дидактическими игрушками

каждую встречу

каждую встречу

3. Творческая часть 7 минут Продуктивные виды деятельности:

рисование, лепка, аппликация

На каждой встрече новый вид деятельности
4. Музыкально-ритмическая часть 7 минут Музыкально-ритмические упражнения: игры с ручками, ножками; имитационные игры; игры на коленях. каждую встречу
5.Ритуал прощания 1 минута Слова прощания в краткой стихотворной форме каждую встречу

С учетом возрастных особенностей развития детей раннего возраста некоторые фрагменты встречи повторяются. Их повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждой встречи и частой смены видов деятельности. При необходимости части встречи могут меняться местами.

Краткая характеристика основных частей встречи

Свободная игра. Цель: сближение участников встречи. В свободной игре дети, под руководством педагога учатся взаимодействовать с игрушками, строить простые диалоги. Постепенно в свободной игре дети учатся конструктивным партнерским отношениям (катание мяча друг другу, кормление куклы и др.).

Ритуал приветствия. Цель: настроить детей и родителей на предстоящую встречу, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этой встрече; установление контакта между участниками, создание атмосферы группового доверия и принятия друг друга.

Все участники встречи располагаются в форме круга и ведущий (психолог или воспитатель) начинает приветствие, которое потом передается по кругу или выполняется всеми одновременно.

Продуктивные виды деятельности или Творческая работа. Основные задачи на этом этапе – знакомство со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия; развития тактильной чувствительность и сенсорного восприятия; мелкой моторики; сближение родителей и ребенка во время совместной деятельности. Продуктивные виды деятельности включают в себя: рисование разнообразными средствами (пальчиковые краски, восковые мелки, акварель, гуашь), лепка из пластилина, аппликация из бумаги и ткани. Продуктивными видами деятельности дети занимаются совместно с родителями под руководством педагога. Детям дается возможность познакомиться с разными материалами, так как многие из детей раннего возраста впервые видят восковой мелок, пластилин, глину, пальчиковые краски, кисточку, цветную бумагу. Особенностью этого вида деятельности является то, что все продукты детского творчества дети и родители забирают с собой в "Домашнюю коллекцию". Педагоги рекомендуют родителям после встречи еще раз посмотреть на продукт совместной деятельности, похвалить ребенка за умение и сделать "домашнюю выставку".

Музыкально-ритмическая часть. Музыкально-ритмическая часть встречи делится на три подчасти: музыкально-ритмический круг, подвижные игры; упражнения на развитие общей моторики детей раннего возраста; игры на руках и коленях.

Музыкально-ритмический круг, подвижные игры – это музыкально-литературная композиция, используемая в кругу и сопровождаемая движениями в соответствии с текстом. Педагог играет ведущую роль и служит примером для подражания. Литературный материал для композиции (потешки, прибаутки, стихи и песни) подобраны так, чтобы слова и образы были понятны и легко воспринимались зрительно детьми раннего возраста. Этому помогают выразительные движения, жесты, мимика, голос, эмоции педагога и родителей. Родители являются активными соучастниками встречи, они выполняют все движения за педагогом, вместе с детьми поют и играют.

Упражнения на развитие общей моторики детей раннего возраста – это комплекс упражнений, направленных на развитие основных физических движений, приводимый в игровой форме (бег, ходьба, прыжки).

Игры на руках и коленях – основная задача: создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка, что, безусловно, способствует укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость, спокойствие, расслабление и детям и родителям.

Ритуал прощания Цель: “переключение” детей и родителей со встречи на повседневную жизнь; закрепление позитивного настроя членов группы; создание атмосферы единства. Ритуал прощания разучивается на первой встрече и далее повторяется в неизмененном виде. Прощание целесообразно организовывать в краткой, простой стихотворной форме.

Вашему вниманию предлагаю встречи в наших “Творческих гостиных” Приложение 1. и фотоматериалы Приложение 2.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982-1984.
  2. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2-х т. М., 1983.
  3. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопр. психол. 1961. № 3.
  4. Эльконин Д.Б. Из научных дневников // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989.
  5. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеренбург: Деловая книга, 1995.
  6. И.В.Ковалева “Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста”, АЙРИС-ПРЕСС, М. 2007 г.
  7. Журнал Дошкольный психолог №4 2006г.
  8. Г. Монина, Е. Лютова “Проблемы маленького ребенка”, Речь, С-П, 2002г.
  9. К. Фопель “Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет”, Генезис, М. 2005г.
  10. О.В. Хухлаева “Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет, Генезис, М. 2005г.
  11. Е.В. Ларечина “Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка”, Речь, С-П, 2004 г.
  12. Балобанова В.П., Пасторова А.Ю. Групповая работа с детьми раннего возраста. Учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. СПб., ИРАВ, 2003.
  13. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения. // Вопросы психологии. 1994, №9.
  14. Борисенко М.Г. Лукина Н.А. , Даташидзе Т.А. Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем. СПб,: Паритет, 2002.
  15. Борисенко М.Г. Лукина Н.А. Наши пальчики играют, СПб.: Паритет, 2002.
  16. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.,АСТ-ПРЕСС, 1999 .