Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры


Без памяти – нет традиций, Без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, Без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, Без личности – нет народа как исторической личности.

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

В нашем детском саду над темой : “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” мы работам уже не первый год.

Главная цель нашей работы знакомить детей, начиная уже с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и тогда мы думаем, в будущем наши дети сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа. Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего.

Достичь этой цели возможно при создании определенной системы работы. Наша система работы состоит из нескольких направлений, все направления между собой тесно интегрируют:

  • Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организации особых условий, создания яркой образности и наглядности, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В дошкольном учреждении был создан Музей “Русская изба”.

В нем творческой группой детского сада, был создан интерьер русской избы, в котором дети знакомятся с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, с изделиями народных промыслов.

Основная цель – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. План работы мини – музея составлен посезонно.

Сначала детей знакомили со злаками, показывали рожь пшеницу, потом показывали, как молотили пшеницу вручную, сеяли муку, месили тесто.

В этом году проходили капустные вечеринки, где дети пришли к хозяйке и учились солить капусту (квасить), а потом устроили чаепитие.

“Игрушка своими руками”.

Все экспонаты этого музея сделаны своими руками.

Осенью проходят выставки посвященные дню города. Выставка “Из истории Москвы…”. Дети вместе с родителями делали макеты старой Москвы, искали, что-то интересное из истории.

  • Еще одним из направлений приобщения детей к истокам народной культуры я считаю работу над проектами. Проект определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Наш детский сад уже несколько лет ведет проектную деятельность, т.е. весь коллектив работает по определенной теме, например: “Россия – родина моя”, “Моя семья”, “Мой детский сад”, “Развитие детей раннего возраста через фольклор” и другие.

Итогом каждого проекта является презентация своей работы.

Результатом такой работы является то, что дети приобретают углубленные знания, умения, навыки, заинтересованно участвуют в коллективном труде, постигают элементарные нравственно-эстетические нормы традиционной народной культуры. У детей стимулируется познавательная деятельность, творческая активность, совершенствуются драматические способности детей.

На базе нашего детского сада существует структурное подразделение “Семейный детский сад”. Всего у нас 4 семейных детских сада. Они являются активными участниками пед. процесса по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Они обязательно участвуют во всех мероприятиях детского сада по данной теме, выполняют определенные задания дома.

(Герб семьи, хлебное дерево, испечем хлеб сами)…

  • Так же хочется рассказать о взаимодействии со школами, мы сотрудничаем со школой. Мы организовываем совместные творческие встречи, показываем детские спектакли по произведениям русских писателей. Проводим игры – драматизации, литературные викторины, вечеров загадок, русских народных игр.
  • Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Проводятся совместные с родителями и детьми творческие мероприятия: “Встречи в русской избе”, “Посиделки”,“Коляда, коляда отворяй ворота”, и др. Совместно с родителями и детьми постоянно оформляются творческие выставки по праздникам народного календаря. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее “Игрушка своими руками”, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
  • Что бы дать хорошие знания детям педагог сам должен знать и разбираться в предмете, поэтому педагоги нашего детского сада совершенствуют свои знания через круглые столы, семинары, консультации, темы самообразования.

Свою деятельность по приобщению детей к народной культуре мы считаем эффективной и значимой. В будущем мы собираемся продолжать начатую работу, и очень хочется, чтобы в нашем детском саду сохранилась атмосфера увлеченности совместного творчества взрослых и детей.

Приложение 1. Интегрированное занятие во 2-ой младшей группе  “Божья коровка”.

Приложение 2. Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психофизического и речевого   развития.

Приложение 3. Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в младшей группе Детского сада  (нетрадиционная техника рисования) Тема: “Петушок”.