Игры и упражнения в "сухом бассейне" в период адаптации детей к ДОУ (психолого-педагогический проект)


Актуальность: Адаптационный период - серьезное испытание для малыша раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет за собой изменение поведенческих реакций ребенка, а также расстройство сна и аппетита. Научные исследования показывают, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.

Игры и упражнения в сухом бассейне помогают улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, активизировать защитные силы организма, оказывают профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию

Цель: сохранение психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду.

Задачи:

Основные направления реализации проекта: индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми в период адаптации, а также подгрупповые занятия с детьми 1 младшей группы ДОУ.

Предварительная работа:

Диагностики:

- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада;

- наблюдения за физической активностью детей во время адаптации;

- диагностика нервно-психического развития детей;

- оценка психоэмоционального состояния детей.

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

План реализации проекта:

I. Комплекс занятий в сухом бассейне в период адаптации.

Продолжительность занятий 7-10 минут каждое, подгруппа детей - не более 3 человек. Интенсивность занятий - 1 раз в неделю.

Тема занятия Цель занятия
1. Знакомство с "сухим бассейном" Знакомство с "сухим бассейном", спонтанная игра.
2.
3.
4. Знакомство с другими детьми, формирование положительного эмоционального настроя на занятия
5. "Веселые мячики"

(игры и упражнения с использованием маленьких резиновых мячиков)

6. Развитие амплитуды движений мышц плечевого пояса; массаж всего тела, развитие общей подвижности
7.
8.
9. Развитие правильного речевого дыхания; развитие цветовосприятия, ловкости рук; массаж всего тела, развитие общей подвижности
10.
11.
12.
13. "Непослушные лягушата"

(игры и упражнения с использованием маленьких резиновых игрушек - "лягушат")

Развитие дыхания; массаж всего тела, развитие общей подвижности
14.
15.
16.
17. "Веселые дельфины"

(игры и упражнения с использованием маленьких резиновых игрушек - "дельфинов")

Развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох; массаж всего тела, развитие общей подвижности
18.
19.
20.
21. "Озорные малыши"

(игры и упражнения с использованием маленьких резиновых игрушек - "лягушат", "утят", "дельфинов")

Укрепление мышечного корсета, развитие координации движений; массаж всего тела, развитие общей подвижности
22.
23.
24.
25. "Вот мы какие" Укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом; массаж всего тела, развитие общей подвижности
26.
27.
28.

II. Работа с родителями:

- психологическое консультирование:

* индивидуальные и групповые консультации для родителей:

"Сенсомоторное развитие ребенка раннего возраста"

"Сухой бассейн в детском саду"

* родительские собрания в группах раннего возраста

- психологическое просвещение:

- стендовая информация, памятки: "Адаптация: как помочь своему ребенку?", "Психологические особенности детей раннего возраста".

Ожидаемые результаты:

  • снятие психоэмоционального напряжения в период адаптации;
  • регуляция двигательной активности детей раннего возраста;
  • активизация защитных сил организма;
  • развитие тактильной чувствительности, стимуляция зрительного восприятия;
  • создание положительного эмоционального фона.

Приложение.