Игровой треннинг как эффективная форма гармонизации детско-родительских отношений


В связи с возросшими требованиями к качеству воспитательно-образовательной работы в ДОУ, особую значимость приобрел процесс интеграции деятельности педагогов внутри коллектива и углубления взаимодействия детского сада и семьи.

Решая задачи обучения, воспитания и развития ребенка, мы хотели бы получить на выходе из детского сада маленького человека, готового отвечать новым жизненным потребностям, способного к самостоятельному творческому труду, социально адаптированного. Чтобы стать социально успешными, детям важно быть готовыми к сотрудничеству с другими людьми, быть способными проявлять самостоятельность, инициативу, выдержку, справляться с трудностями, уметь расслабляться.

Для оказания помощи семье в развитии этих качеств у детей мы определили следующие задачи:

Наиболее эффективной формой реализации поставленных задач являются детско-родительские тренинги. Существенным здесь является то, что в процессе взаимодействия родителю и ребенку по очереди предлагают роли учителя и ученика в различных моделируемых ситуациях.

Совместный поиск решения игровых задач в процессе тренинга способствует гармонизации детско-родительских отношений. Ребенку дошкольного возраста необходимо помогать в освоении социально значимых правил поведения. С этой целью при проведении игр и упражнений мы вводим правила-ограничения.

Через соблюдение и постепенное эмоциональное принятие правил-ограничений происходит овладение ребенком навыками социально приемлемого поведения.

Встречи проводятся циклами по пять занятий с интервалом в одну неделю, длительностью в соответствии с требованиями к данной возрастной группе. Проведение тренинга всегда предваряет наблюдение за детьми и анкетирование родителей по тематике занятий. Это позволяет поставить актуальные задачи для отработки на тренинге в соответствии с пожеланиями родителей и особенностями развития детей.

Ведущие тренинга: старший воспитатель и психолог детского сада. На занятиях присутствуют также воспитатели, которым мы рекомендуем повторять данные игры и упражнения в группе, чтобы дети имели возможность тренироваться и совершенствовать свои навыки взаимодействия со сверстниками. Постепенно дети смогут почувствовать, что способность к самоконтролю играет решающую роль в их социальной успешности.

Ниже представлен цикл из пяти занятий для детей старшего возраста и их родителей.

Цель цикла занятий. Развитие эмоциональной сферы детей, навыков самоконтроля, саморегуляции, способности выполнять общепринятые правила поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, гармонизация детско–родительских отношений.

Задачи:

  1. Повышение сензитивности в отношениях родителя с ребенком.
  2. Формирование у детей умения управлять своими эмоциями.
  3. Развитие у детей навыков контроля двигательной сферы.
  4. Отработка навыков взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
  5. Активизация диалогической речи при обсуждении предложенных тем.

Предварительная работа.

Наблюдение за детьми, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей, консультирование родителей и воспитателей.

Материалы.

Гимнастические маты, гимнастические скамейки, шерстяные одеяла, мячи, маски животных, карандаши, листы бумаги формата А.

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Приветствие.

Дети и взрослые встают в круг, держась за руки, произносят хором короткое приветствие или слово. Например: "Один за всех и все за одного".

2. Игра "Здравствуйте"

Цель: преодоление скованности через телесный контакт.

Участники свободно передвигаются и здороваются друг с другом ладошками, локтями, коленями и т.д.

3. Упражнение "Найди маму".

Цель: стимулирование положительных эмоций, активизация внимания, контроля над своими действиями.

Под музыку участники свободно перемещаются по помещению, когда музыка смолкает, ребенок и мама находят и обнимают друг друга.

4. Разыгрывание сказки "Теремок".

Цель: развитие навыков совместной деятельности, самоорганизации.

Рисунок 1

Дети выбирают роли и надевают маски животных из сказки. Участники строят теремок из деталей большого конструктора, соблюдая следующие правила: брать только по одной детали, ставить по очереди, учитывая действия предыдущего участника, не ссориться.<Рисунок 1>. Затем дети после обсуждения с родителями показывают пантомимой какой-нибудь вид домашней работы. Например, я подметаю пол, я варю кашу и т.д. Остальные угадывают, что это за действие. <Рисунок 2>.

Рисунок 2

5. Игра "Пузырь".

Цель: стимулирование положительных эмоций, поднятие мышечного тонуса, регуляция двигательной активности.

Участники встают в круг, держась за руки. Со словами "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, раздувайся большой да не лопайся" расширяют круг, пока пузырь не лопнет. Участники разбегаются в разные стороны. Первый раз дети ловят взрослых. При повторном проигрывании взрослые ловят детей.

6. Упражнение "Большое животное".

Цель: приведение в равновесие психического и физического состояния участников, синхронизация действий.

Участники встают в круг, держась за руки. На вдох – круг расширяется, на выдох – сужается.

7. Обсуждение занятия.

Дети садятся рядом с родителями и в парах обсуждают, что понравилось, что было трудно, какое сейчас настроение. < Рисунок 3>. Затем по очереди высказываются.

Рисунок 3

ЗАНЯТИЕ №2

1. Приветствие. “Один за всех и все за одного”

2. Игра “Молекула”

Цель: поднятие мышечного тонуса, развитие саморегуляции.

Участники свободно передвигаются по комнате. По хлопку ведущего объединяются в группы по два, по три и т.д. человека в соответствии с количеством хлопков.

3. Упражнение “Хождение по разным почвам”

Цель: активизация внимания, развитие способности выразительно двигаться, снятие напряжения.

Ребенок и взрослый идут по кругу, держась за руки. По заданию ведущего имитируют движение по горячему песку, болоту, холодной воде, мягкой траве и т.д.< Рисунок 4>.

Рисунок 4

4. Упражнение с волшебной тканью “Первые шаги”, “ Колыбель”, “Полет”.

Цель: актуализация раннего опыта у детей, пройти еще раз через опыт первых шагов, покачивания в колыбели и т.д.

Родители растягивают прочную эластичную ткань (или просто шерстяное одеяло) на уровне 50 см от поверхности пола. Дети по очереди встают на ткань, ходят, прыгают, затем ложатся и родители их подкидывают, покачивают. Дети соблюдают очередность, проявляют терпение, помогают взрослым держать ткань.

5. Упражнение “Я люблю…”

Цель: активизация внимания, стимулирование положительных эмоций.

Ведущий кидает мяч каждому участнику. Участник с мячом называет свою любимую игрушку, начиная со слов “ Я люблю”.

6. Упражнение “Цапля”.

Цель: приведение в равновесие эмоционального состояния.

Участники стоят в круге. По просьбе ведущего, остаются стоять только на правой ноге на 10 секунд, затем только на левой ноге. <Рисунок 5>.

Рисунок 5

7. Обсуждение занятия.

Что понравилось, что было трудно. Какое настроение сейчас.

ЗАНЯТИЕ №3

1. Приветствие.

2. Упражнение “На какое животное похоже мое настроение”

Цель: активизация внимания, развитие воображения.

Участники по очереди называют животное с образом которого ассоциируется их настроение. Например: “ Я живая и веселая, как белочка”.

3. Упражнение “Разные животные”

Цель: снятие напряжения, развитие способности выразительно двигаться

Участники по очереди показывают, как двигается его животное. Остальные повторяют, двигаясь по кругу.

4. Упражнение “Пирожок”.

Цель: стимулирование тактильного контакта в паре родитель-ребенок, снятие напряжения, развитие воображения, повышение самооценки ребенка.

Дети лежат на ковре на животе, взрослые стоят на коленях возле детей. Предстоит испечь вкусный пирог. Повара насыпают воображаемые продукты: муку, соль, сахар, сметану и т.д., сопровождая это прикосновениями к спине ребенка-пирожка. Тесто замешивается, пирог формируется, при этом каждый родитель нашептывает на ушко ребенку те качества, которые хочет в нем видеть.

5. Игра “Ручеек”.

Цель: активизация взаимодействия между участниками, преодоление скованности.

Известная игра исполняется только с тем отличием, что нельзя выбирать своего родителя, а только других взрослых и всех детей.

6. Упражнение “Поляна волшебных цветов”.

Цель: гармонизация психического состояния, снятие напряжения.

Дети и родители сидят на ковре. Родители обнимают детей и плавно покачиваются под музыку, помогая детям максимально расслабиться.< Рисунок 6>.

Рисунок 6

7. Обсуждение занятия.

Что понравилось, что было трудно, какое настроение сейчас.

ЗАНЯТИЕ №4.

1. Приветствие.

2. Игра “Ниточка-иголочка”.

Цель: активизация внимания, развитие саморегуляции.

Играют пары родитель – ребенок. Сначала родитель-иголочка, а ребенок – ниточка. Иголочка прокладывает по комнате с препятствиями, ниточка следует за ней, точно повторяя все движения. Затем родитель и ребенок меняются ролями.

3. Упражнение “Доброе пожелание”.

Цель: стимулирование положительных эмоций, развитие воображения.

Участники бросают друг другу мяч и говорят добрые пожелания.

4. Упражнение “Поводырь”.

Цель: развитие тактильного восприятия, доверия, внимания друг к другу.

Упражнение проводится в парах. Ребенку завязывают глаза, а взрослый берет его за руку или приобнимает за плечи и ведет по комнате, давая потрогать, пощупать различные поверхности предметов, называя эти предметы словами. Затем участники меняются местами.

5. Игра “Жмурки”.

Цель: снятие напряжения, стимулирование положительных эмоций, снятие страха перед взрослыми.

В игре принимают участие все дети и один взрослый. Взрослому завязывают глаза, и он ходит по комнате со словами “Сейчас поймаю”. Дети стараются не попасть в руки “жмурки”. Передвижение по комнате ограничено площадью напольного ковра. Затем “жмуркой” становится следующий взрослый.

6. Игра “Письмо”.

Цель: групповое сплочение, переключение на спокойные формы взаимодействия.

Участники становятся в круг, держась за руки. Письмо передается по кругу пожатием руки. Адресат выбирается заранее. Получив письмо, он говорит: “Спасибо, письмо получил” и отправляет письмо другому участнику.

7. Обсуждение занятия. Что понравилось, что было трудно, какое сейчас настроение.

ЗАНЯТИЕ №5.

1. Приветствие.

2. Игра “Ветер дует на того, кто…”

Цель: Активизация внимания, поднятие мышечного тонуса.

Участники встают в круг. Ведущий говорит: “Ветер дует на того, кто…” и называет узнаваемую примету кого-нибудь из участников. Это может быть цвет или форма одежды, обуви, особенности прически. Украшения и т.д. Этот участник бежит по кругу, ведущий его догоняет. Пойманный участник становится ведущим.

3. Упражнение “Скульптура”.

Цель: развитие культуры прикосновений, воображения, доверия.

Пары ребенок-взрослый договариваются, какую скульптуру они будут создавать. Сначала родитель-скульптор, а ребенок-глина. Скульптор разминает глину и придает телу ребенка определенную форму. Это может быть предмет, растение, герой сказки, животное и т.д. Ребенок застывает в позе, а окружающие угадывают, что это такое. Затем участники меняются ролями.

4. Совместное рисование “Герб моей семьи”.

Цель: осознание семейных ценностей, развитие навыков совместной работы, умения брать на себя инициативу или уступать.

Ведущий обращается к родителю и ребенку: “Я предлагаю нарисовать вам символ вашей семьи – ваш герб. Главное в этом задании искренность и желание максимально отразить в гербе образ семьи.

5. Упражнение “Карусель”.

Цель: стимулирование положительных эмоций, активизация внимания участников друг к другу.

Взрослые участники встают в круг, протягивают руки вперед ладонями вверх. Каждый ребенок кладет свои ладошки на ладони взрослого. Взрослый говорит ребенку ласковые, ободряющие слова. Дети передвигаются по часовой стрелке, выслушивая ласковые слова от всех взрослых, пока не пройдут весь круг.

6. Обсуждение занятия.

Что понравилось, что было трудно, какое настроение сейчас. Пожелания участников друг другу и ведущим тренинга.

Список литературы:

  1. Агафонова И.Н. “Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет”, СПб 2001 г.
  2. Зинкевич Т.Д. “Теория и практика. Сказкотерапия”, Гармония, СПб 1996 г.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б., “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми”, СПб, 2000.
  4. Марковская И.Н. “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”, СПб 2002 г.
  5. Романов А.А. “Коррекция нарушений поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе направленной игротерапии”, М, 2001 г.