Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"


Цель: выявление знаний, умений и навыков воспитателей по разделу грамматический строй речи типовой “Программы воспитания и обучения в детском садупод редакцией М.А.Васильевой.

Правила игры: играющие по очереди бросают кубик и передвигают по игровому полю свою фишку на указанное на кубике число клеточек. Выигрывает тот, кто первым доберётся до финиша.
Если играющий попадает на красную клеточку, то он должен ответить на один из вопросов, записанных на карточке красного цвета. Только в случае правильного ответа он сможет перейти по стрелочке на указанную клеточку. В случае неправильного ответа играющий пропускает один ход.
Если играющий попадает на синюю или зелённую клеточку, то он должен ответить на вопросы, написанные, на синей или зелёной карточке с соответствующим номером. Если ответ дан правильно, играющий продолжает путь по основному полю. Если ответ не верен, то играющий пропускает один ход. Перед повторным вступлением в игру он зачитывает по карточке правильный ответ.

Материал: игровое поле, фишки (по количеству играющих), кубик с делениями от 1 до 6, карточки с вопросами (3 набора).

Вопросы

Красные карточки

Теоретические задания.

1. Что изучает синтаксис? (Cловосочетания и предложения).

2. Что такое морфология? (Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи).

3. Отличие терминов формообразование (словоизменение) и словообразование (При формообразовании возникают только разные формы одного и того же слова, т.е. меняется окончание; при словообразовании создаются новые слова).

4. Что такое словообразование? (Это раздел языкознания, изучающий строение и способы образования слов)

5. Что такое словоизменение? (Это раздел языкознания, изучающий разные формы одного и того же слова).

6. Что означает слово аграмматизм? (Ошибки, допущенные при согласовании слов).

7. Перечислить грамматические категории существительных. (Род, число, падеж, одушевлённость – неодушевлённость)

8. Перечислить грамматические значения падежа. (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

9.Перечислить грамматическое значение рода. (Женский, мужской, средний).

10. Перечислить грамматическое значение числа. (Единственное, множественное).

11. Что такое склонение существительных? (Изменение по падежам).

12. Что такое существительное? (Самостоятельная часть речи, выражающая предметность и отвечающая на вопросы кто?, что?).

13. Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы какой?, чей?).

14. Что обозначают качественные прилагательные? (Обозначают свойство самого предмета, безотносительно к другим предметам).

15. Что выражают относительные прилагательные? (Выражают признак через отношение к людям, предметам, действиям, месту…).

16. Что характеризуют притяжательные прилагательные? (Характеризуют предмет по его принадлежности к лицу, живому существу).

17. Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс, отвечает на вопросы что делать?, что сделать?).

18. Перечислить наклонение глагола, привести примеры

  • Изъявительное – обозначает действие, которое имеет место, имело место, будет иметь, место в действительности рисует, рисовал, будет рисовать.
  • Сослагательное – обозначает действие, которое возможно, при каких либо условиях нарисовал бы.
  • Повелительное – выражает побуждение в форме просьбы, приказа, пожелания, совета рисуй.

19. Перечислить время глагола, привести примеры. (Прошедшее, настоящее, будущее).

20. Что такое простое и сложное предложение? Какие бывают сложные предложения? (Простые предложения состоят из одной грамматической основы; Сложные из 2-х или более грамматических основ; Сложные предложения: сложносочинённые и сложноподчинённые).

Синие карточки

Все задания связаны со знанием педагогами программы по разделу “Грамматический строй речи”. Педагоги должны, определить для какого возраста детей соответствует данная задача.

1. Учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже. (с 3 до 4 лет)

2. Умение составлять предложения разных типов. (с 4 до7 лет)

3. Умение употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, с, со, из, из-под, над, за, из-за, перед, около. (с 6 до7 лет).

4. Умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (с 3 до 4 лет).

5. Умение употреблять глаголы в повелительном наклонении. (с 4 до 5 лет).

6. Умение согласовывать существительные и числительные в роде и числе. (с 5 до 6 лет).

7. Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов. (с 6 до 7 лет).

8. Умение образовывать название детёнышей животных (домашних и диких). (с 5 до 6 лет).

9. Умение составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым. (с 3 до 4 лет).

10. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. (с 3 до 4 лет).

11. Умение употреблять форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. (с 4 до 5 лет).

12. Умение различать и употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около.(с 4 до 5 лет).

13. Умение правильно согласовывать слова в предложении. ( с 4 до 5 лет).

14. Умение соотносить названия животных и их детёнышей, образовывать названия детёнышей в единственном и множественном числе. (с 4 до 5 лет).

15. Умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. (с 5 до 6 лет).

16. Умение образовывать прилагательные от существительных. (с 6 до 7 лет).

17. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. (с 5 до 6 лет).

18. Умение употреблять имена существительные в именительном падеже (единственное и множественное число). (с 3 до 4 лет).

19. Умение образовывать названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. (с 3 до 4 лет).

20. Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание. (с 4 до 5 лет).

Зелёные карточки

Практические задания

Придумать задание к задаче

1. Уточнить и активизировать словарный запас по теме “Овощи”.
2. Активизировать глагольный словарь.
3. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Учить составлению трёхсловных предложений.
5. Согласовывать числительные ОДИН, ОДНА с существительными.
6. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом.
7. Составить предложения с предлогом НА.
8. Согласовывать существительные с числительными ДВА, ДВЕ.
9. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме “Домашние животные”.
10. Образовать существительные в единственном числе, в дательном падеже.
11. Согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными.
12. Уточнить активизацию словаря по теме “Фрукты”.
13. Образовать существительные в форме творительного падежа, в единственном числе.
14. Образовать существительные в предложном падеже, в единственном числе с предлогом О.
15. Составить предложения с предлогом ЗА.
16. Подбор прилагательных к существительному и наоборот.
17.Составить предложения с предлогами В, НА, ПОД.
18. Подбор нескольких определений к существительному по схеме.
19. Согласовывать прилагательные и существительные по роду.
20. Расширять и активизировать словарь по теме “Дикие животные”.