Игровой модуль по коммуникации с детьми в старшей группе "Доброе слово дом построит"


Цели:

Предварительная работа: чтение рассказа Осеевой В.А. «Волшебное слово», знакомство с устным народным творчеством – пословицы и поговорки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети под музыку (из м/ф «Крошка Енот») проходят в зал и располагаются на стульчиках.

1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, оно волшебное.  А волшебное потому, что мы будем говорить о волшебных словах.  Мы сейчас друг с другом поздоровались. Что мы пожелали друг другу?

Ответы детей.

Здравствуй – это пожелание здоровья.  Я предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Здравствуй» (стоя)

Я здороваюсь везде –                             /руки к груди, развести в стороны/
Дома и на улице.                                    /отвести правую (левую) руку в сторону ладонями вверх/
Даже «здравствуй» говорю                    /наклон головы/
Я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое!              /руки вверх, пальчики-лучики  раскрыть/
Здравствуй, небо голубое!                  /руки вверх, пальчики сомкнуть/
Здравствуй, вольный ветерок!           /помахать над головой кистями рук/
Здравствуй, маленький дубок!           /перед грудью, руками показать дерево/
Здравствуй, утро!                                /отвести правую руку в сторону ладонью вверх/
– Здравствуй, день!                                /отвести левую руку в сторону ладонью вверх/
Нам здороваться не лень!

2. Беседа по рассказу В.А.Осеевой «Волшебное слово»

Ребята, какую роль в жизни человека играет речь?
Ответы детей.
Правильно, речь необходима для того, чтобы общаться друг с другом, передавать свои мысли, делиться своими впечатлениями, переживаниями.
Давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Ответы детей.
– Да, ребята, речь – это все слова , которые мы говорим. Мы сегодня поговорим о словах, о «волшебных» словах. А что это за слова такие волшебные?
Ответы детей.
Какие вы молодцы, много знаете слов.  А какое слово самое волшебное?
Ответы детей.
– Верно, это слово «пожалуйста».  И действительно, стоит только вам добавить это слово к какой-нибудь просьбе и человек готов откликнуться на неё. Вспомните мальчика Павлика из рассказа Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово».  Как Павлик вёл себя в начале рассказа?
Ответы детей.
– А как нужно себя вести?
Ответы детей.
– Вспомните сестру, брата и бабушку Павлика.  Почему они изменили отношение к нему?
Ответы детей.
– Действительно, если что-то попросить грубо, не очень захочется выполнять такую просьбу. А вот если заглянуть в глаза и добавить это самое «волшебное» слово, то в просьбе уже будет трудно отказать.  Вы со мной согласны?
– На самом деле волшебных слов очень много, каждое доброе слово – волшебное.

3. Словесная игра «Вспомни пословицу». Знакомство с пословицей

– Я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о красивой и правильной речи. Я начну, а вы продолжите:
* Доброе слово – ключ, … (которым открывают сердца).
– Чему учит эта пословица? (С человеком, который говорит добрые и учтивые слова хочется дружить.)
*Недоброе слово больнее  … (огня жжёт).
(Из-за обидного слова бывает очень плохо и тяжело, что даже наворачиваются слёзы)
*От худого слова – … (на век ссора).
(Если мы кого-то обзываем или говорим грубо, то можно поссориться)
*Слово не воробей, … (вылетит – не поймаешь)
(Тот, кто сказал грубое слово, уже и пожалел об этом)
– А ведь бывает и такое, что мы злимся друг на друга, кричим, совсем не задумываемся над тем, что «Доброе слово дом построит, а злое разрушит».
Познакомьтесь ещё с одной пословицей: «Доброе слово дом построит, а злое – разрушит».  Скажите мне, пожалуйста, чему учат эти пословицы?

Выводы детей. Нужно следить за своей речью, подбирать слова, когда общаемся друг с другом.

4. Коммуникативная подвижная игра «Мишка» (авт. М.Картушина)

– Когда вас обидели, очень важно, чтобы рядом с вами был друг, который утешит словом, поможет делом и поддержит вас.  Давайте с вами поиграем.

(Дети становятся в круг – чётное количество детей)

На прогулку косолапый,                  /ходят по кругу, изображая походку медведя/
Вышел Мишка погулять.
По тропинке громко топал,             /руки на пояс, топаем ногами/
Друга он пошёл искать.
«Где ты, где ты мой товарищ?        /остановиться, повернуться в круг, развести руки в стороны/
Без тебя так трудно жить!».
Встретил Мишка наш лисёнка,       /каждая пара повернулась друг к другу/
И сказал: «Давай дружить!»             /рукопожатие/
Мишка с другом подружился –
Он в лесу устроил бал.                     /сделать руками лодочку, покружиться/
А потом остановился,
По головке гладить стал.                  /погладить друг друга по голове/
Спиночки друзья чесали,                 /повернуться спинами друг к другу, движения по тексту/
Вправо, влево, вверх и вниз.
И немножко потолкались,                /встать напротив друг друга, взяться за руки; поочерёдно сгибать, разгибать руки/
Крепко, крепко обнялись.                 /обняться/

(Дети садятся на свои места)

5. Театральная разминка

1, 2, 3, 4, 5
Вы хотите поиграть?
Называется игра
«Разминка театральная».
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?

Ответы детей: С помощью костюма, причёски, головного убора.

– А ещё, ребята, с помощью мимики и жестов.
– Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица)
– А жесты? (Это движения)

Бывает, без сомнения,
Разное настроение,
Его я буду называть,
Попробуйте его показать.

(Грусть, радость, удивление, горе, страх, ужас)

А теперь, пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю
В ответ от вас я жестов жду.

(Воспитатель называет, а дети показывают: здравствуйте,  до свидания , иди сюда, тихо, уходи, нет, да,  думаю, отстань.)

Подошла к концу разминка,
Постарались все сейчас!
А теперь, прошу, ребята,
Пригласить на сказку нас.

5. Добрая сказка «Теремок» на новый лад  (по ролям)

Воспитатель.  

Стоит в поле теремок, теремок.
Он ни низок, ни высок, ни высок.

Бежит мышка-норушка. Увидела теремок и спрашивает:

Мышка.  Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? Нет ни кого.  Значит, я буду жить.
Ведущий.  Бежит мимо лягушка-квакушка.
Лягушка.  Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
Мышка.  Здравствуйте, я мышка-норушка.
Лягушка.  Здравствуйте, а я лягушка-квакушка. Впусти меня, пожалуйста, к себе жить.
Мышка. С радостью, проходи.
Ведущий.  Стали они дружно жить вдвоём. Бежит мимо зайчик-побегайчик.
Заяц.  Скажите, пожалуйста, кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
Мышка. Лягушка.   Здравствуйте, а мы две подружки – Мышка и Лягушка.
Заяц.  Добрый день. А я Зайчик-побегайчик.  Впустите, пожалуйста, к себе жить.
Ведущий.  Стали жить они дружно втроём. А мимо лисичка-сестричка бежала. Спрашивает.
Лиса.  Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? Ну-ка выходи!
Звери.  Здравствуйте. Я Мышка-норушка, я Лягушка-квакушка, а я Зайчик-побегайчик. А вы кто?
Лиса.  А я Лисичка-сестричка, впустите-ка меня к себе жить!
Мышка.  Лисичка-сестричка, в нашем теремочке живут только воспитанные звери.
Лиса.  Я всё поняла.  Я больше не буду грубить.  Очень прошу вас, пожалуйста, впустите меня к себе жить.
Звери.   Проходи.
Ведущий.   Стали они жить дружно вчетвером. Идёт мимо медведь.
Медведь.  Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
Звери.  Здравствуйте.  Я Мышка-норушка, я Лягушка-квакушка, я Зайчик-побегайчик, а я Лисичка-сестричка. А вы кто?
Медведь.  А я Мишка-косолапый. Тоже хочу с вами жить.
Лягушка.  Извини нас, Миша, но ты здесь не поместишься.
Миша.  А если я на крыше жить буду?
Заяц.  Мишенька, пожалуйста не полезай на крышу. Ты сломаешь дом и нас раздавишь.
Миша.  Но что же делать?
Звери.  Не волнуйся Миша, мы наш дом достроим, расширим и будем жить все вместе дружно.

Ведущий. 

Стоит в поле теремок, теремок.
Очень, очень он высок, ох высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!

Воспитатель.  Вот мы и посмотрели добрую сказку, где Миша дом не ломает. Ребята, как уговорили звери Мишу не ломать дом?
Ответы детей: С помощью вежливых и добрых слов.
Воспитатель.  Правильно, ребята, не даром говорят: «Доброе слово дом построит, а злое разрушит».

6. Итог занятия

– Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось занятие?
– Что вам больше всего понравилось?
– А что мы ещё делали на занятии?
– Что мы нового узнали?