Игровой метод лечебной гимнастики для профилактики плоскостопия


Плоскостопие - это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой Ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

Плоскостопие - заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее.

Существуют следующие причины плоскостопия:

Основная причина - слабость связок и мышц; "отвечающих" за поддержание свода стопы.

Избыточный вес.

Неправильно подобранная обувь: тесная или слишком свободная, с узким носком, высоким каблуком. Плохо, когда обувь с толстой негнущейся подошвой - она лишает стопу ее естественной гибкости. Также нежелательно "увлечение" стоптанными тапочками и валенками.

Для профилактики плоскостопия можно предложить следующее:

Выполнение физических упражнений, укрепляющих мышцы ног.

Не желательно находиться в помещении в утепленной обуви, особенно в кроссовках. Желательно, чтобы и дома, и в детском саду дети носили туфли и ботинки на жесткой подошве и с небольшим каблучком.

Приучите ребенка не стоять долго в одном положении. Например, ожидая автобуса, лучше переминаться с ноги на ногу, время от времени перенося нагрузку на наружный край стопы.

Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь - мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

Предупредить плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по возможности и несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели и после дневного сна.

Лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскостопия и его профилактики. Для того чтобы гимнастика приносила больше радости ребенку, вводите в упражнения элементы игры. Для детей дошкольного возраста наиболее эффективными являются игровые методы обучения. Игровой метод придает учебному процессу привлекательную игровую форму. Занятие без игры в дошкольном возрасте не удовлетворяет детей. И хотя основным видом деятельности уже является не игра, а обучение движениям, тем не менее игры занимают большое место в жизни дошкольника.

Делать упражнения можно когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия. Главное - упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку.

Цель: Формирование и укрепление сводов стоп.

Задачи:

  • Исправление имеющейся деформации стопы (увеличение свода, устранение пронации пятки и т.д.);
  • Укрепление мышц, формирующих свод стопы;
  • Поддержание психомоторного развития на возрастном уровне.

Оборудование и инвентарь:

  • ребристая дорожка;
  • массажная дорожка;
  • массажные ролики;
  • батуты;
  • лестница;
  • доска с наклоном;
  • массажные мячи;
  • кочки;
  • гимнастические палки - 3 синих, 3 красных;
  • обручи - 3 синих, 3 красных;
  • платочки - 3 синих, 3 красных;
  • валики - 3 синих, 3 красных;
  • раздаточный материал для игры (ягодки).

С о д е р ж а н и е

I. Построение в шеренгу. 30 сек.

Мы пойдем сегодня в гости "В царство обезьян". Обезьянки похожи на детей, но они всё могут делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими.

1. Пошли в обход по залу. Обычная ходьба. 15 сек.

2. Здесь высокая трава не зевай, руки вверх ты поднимай, на носочках шагай. Ходьба на носках, руки вверх. 15 сек.

3. Болото, идти опасно. Идем на пяточках, строго по кочкам. Ходьба по следовой дорожке. 15 сек.

4. А здесь ручей течет, но нам совсем не страшен он. Мы по бревнышкам пойдем и речей перейдем. Ходьба приставным шагом по гимнастической палке. 15 сек.

5. Утята, важные ребята, гуляют возле ручья. Ходьба в полуприседе по массажной дорожке, руки на плечевых суставах. 15 сек.

6. Чтоб пройти этот перевал, нужно в гору нам подняться. По наклонной доске иди, равновесие держи. Руки в стороны, спуск по ребристой дорожке. 15 сек.

7. Вот мы и пришли "В царство обезьян". Давайте подойдем к домикам обезьян. Обычная ходьба, построение вдоль обручей. 15 сек.

II. Общеразвивающие упражнения.

А где же сами обезьянки? Давайте посмотрим, где они? 6 - 8 раз

Подъем на носки, руки на поясе - вдох. И.п.- выдох.

"Окно" - давайте посмотрим в окно. 6 - 8 раз

И.П. - стоя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

"Откроем двери". Обезьянок не видно зайдем к ним в гости. по 3 - 4 раза

И.п. - с левой стороны обруча, правой ногой пальцами захватить платочек и перенести на другую сторону обруча.

"Вытираем ноги". 2х30 сек.

И.п. - Попеременно стопой ноги катаем массажный мячик.

"Приветствие".  8 - 10 раз

И.п. - сидя на полу, упор рук сзади. Работа ступней на себя от себя.

"Гусеница".  30 сек.

И.п. - сидя на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

"Поссорились, помирились". 8 - 10 раз

"Поглаживание". 3 - 4 раза

И.п. - сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену.

Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

"Кораблик". 8 - 10 раз

И.п. - сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая, подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

"Барабанщик". 30 сек.

И.п. - тоже. Стучим носками ног, не касаясь его пятками.

"Каток" 2х30 сек.

И.п. - сидя на полу, катать вперед-назад, валик. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.

"Разбойник". 8 - 10 раз

И.п. - сидя на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.

"Массаж". 30 сек.

И.п. - массажный мячик берем стопами ног и катаем.

Самомассаж стопы. 2 мин.

б) держа левой рукой пятку, правой рукой поднять и опустить все пальцы вверх и вниз;

в) растирать подошву и тыльную сторону стопы от пальцев до голеностопного сустава;

г) пальцами обеих рук разминать и растирать основания пальцев ног с подошвенной стороны, затем растирать и разминать пятки;

д) массировать поглаживающим приемом двумя руками стопу со всех сторон от носка к голеностопному суставу;

е) обхватить кистями рук правую ногу в области лодыжек и делать глубокое массирующее поглаживание от голеностопного до коленного сустава, затем выполнить в том же направлении разминание и снова поглаживание;

ж) так же массировать бедро - от коленного сустава до паховой области, повторяя каждый прием;

з) в завершение массируется двумя руками со всех сторон нога целиком - от голеностопного сустава до паховой области приемом поглаживания.

Давайте обойдем вокруг домика обезьянки, может, мы повстречаемся. Ходьба по обручу вправо, влево.  30 сек.

III. Основные виды движения.

Прыжки на батутах. 3 мин.

Ходьба на четвереньках по лежачей лестнице. 3 мин.

Игра "Кто быстрее соберет ягоды"? 2 - 3 мин.

Массаж стоп по массажеру "ролик". 30 сек.