Игровой массаж в картинках. Итоговое логопедическое занятие с детьми старшей группы с ОНР "Проделки Бабы-яги" на тему "Времена года"


Массаж как совокупность приемов механического воздействия на различные участки тела человека является весьма эффективным методом лечения и профилактики различного рода расстройств. Безусловно, Массаж должен занимать почетное место в коррекции речевых нарушений.

Сущность массажа сводится к механическому дифференцированному воздействию на отдельные ткани и органы, чем при артикуляционной и пальчиковой гимнастик, так как ребёнок не всегда может фиксировать и достигать нужной амплитуды движений.

Положительных результатов при коррекции речи можно достигнуть, если артикуляционная гимнастика, пассивная гимнастика, пальчиковая гимнастика и массаж будут сочетаться.

Я не буду перечислять основные приёмы проведения массажа, их знают и используют в своей работе. Много интереснейших книг, статей есть и по коррекции моторных навыков. Хочется напомнить, какую пользу приносит массаж: снимает у детей напряжение, улучшается кровоснабжение, уменьшает напряжение мышц или активизирует, дыхание и сердцебиение замедляются, а ребёнок успокаивается и расслабляется, что положительно влияет на центральную нервную систему.

Механическое воздействие на ткань – это не всегда приятно! Некоторые дети на отрез отказываются от массажа и даже от помощи шпателей и зондов, которые мы используем для постановки звуков. Я считаю, что приучать детей к массажу необходимо постепенно. Моя задача свести к минимуму неприятные ощущения при массаже или хотя бы “замаскировать” их.

И тут на помощь приходят разнообразные сказочки, стихи, которые очень нравятся детям.

Сказки и песенки подбираю с учётом возраста детей и сочиняю сама. Только в этом случае, если они будут интересны малышам, массаж станет для них радостным событием. Логопед во время чтения стихов и сказок внимательно следит, в каком месте нужны паузы для массажа и в какой продолжительности. Прежде чем начинать “играть в массаж” со стихотворением или сказкой, детям выставляется иллюстрация с картинками. После рассматривания, логопед читает детям и представляет предстоящие действия.

Игровой массаж начинаем с истории спасения мышонка, логопед показывает на руках малыша (массаж), затем ребёнок осваивает движения самостоятельно (самомассаж) с помощью иллюстраций (приложение №1). При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Они быстро запоминают текст с картинками, что способствует, также развитию речи детей и делятся этим с родителями. Из сказки “История спасения мышонка” получается сказочный массаж и для детей, и родителей.

Стараюсь использовать все, что попадается на глаза: сказки, стихи, песенки, речевые пальчиковые игры и переиначиваю для пользы дела, под массажные действия и подбираю забавные картинки. Также использую и подручный материал, например колючий пластиковый шарик “Су-джок” для проведения массажа или самомассажа рук “Ёжик” (приложение №2).

Маленькие тексты и массажные движения дети быстро запоминают , что способствует развитию выразительной речи.

Развивается и фантазия детей: бегущий по дереву паучок и капающий дождик, прыгающий лягушонок и идущий по лесу медведь по разному представляются детям, проводящим и “получающим” массаж. Снятие напряжение со спины и отдых рукам дает массаж под названием “Дождик” (приложение №3).

И самый ответственный этап – это массаж языка, когда уже получено у детей доверие, развито терпение и чувство юмора с помощью игрового массажа в картинках. Переходим к известной с детства считалки и к зондам (автор и разработчик Новикова) и провожу массаж языка “Рельсы, рельсы” (приложение №4), а если руками с помощью стерильного бинта, беру сказку “Путешествие маленькой лодочки”. Ребёнок не испытывает страха и доверяется логопеду.

Разученные массажные игры можно включать в занятия, детям они нравятся и с удовольствием их выполняют.

Занятие “Проделки Бабы-Яги” на тему “Времена года”.

Цели:

  • отработка сложного предложения с союзом (потому что),
  • закрепление лексических и грамматических тем,
  • развитие внимания, мышления (словесно-логические игры),
  • совершенствование связной речи.

Наглядность: четыре куклы символизирующие времена года, кукла-колдунья или Баба-Яга- изготовлены мною из старых кукол моей дочери, были покрашены волосы зелёнкой и хной, побраны и сшиты платья в соответствии с временем года; платочек, пособие “Времена года” в картинках, папки-“окошки” для каждого ребенка, фломастеры, зонтик, осенний лес, волк, заяц, медведь, птица, лиса, еж, лось, серия картин к сказке “Снегурочка”

Ход занятия

1. Оргмомент

- К нам ребята пришли снова 4 сестры и принесли интересные задания. Догадались, что за сестры?

- Времена года.

- Назовите их?

- Весна, лето, осень, зима.

- Смотрите, ребята, они по платочком спрятались (снимаем платок, а кукол нет, оно лохматое кукла- колдунья) Кто это?

- Я, то же красавица, чем я вам не сестрица- косица! Я их спрятала, если будете времена года выручать, готовьтесь трудные задания выполнять!

2. Игра на внимание “Убери лишние картинки”.

- Сейчас, какое время года?

- Уберите картинки с доски, которые не относятся к весне и объясните почему?

- Уберу осенний лист, потому что осенние листья бывают осенью. И т. д.

(Дети выполняют задание, и кукла Весна возвращается).

3. Физпауза.

- Какое время года идет после весны?

Правильно, а летом все много бегают, прыгают, а вы умеете? (Прыгать- дети показывают, бегать, стоять на левой ноге, на правой и т.д.)

Хорошо пропущу вас в лето, если отгадаете загадку:

Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?

Проходите в лето, садитесь на поляну (дети садятся за стол, а там задания на листах для каждого зеленого цвета)

Приложение №5

4. Игра “Пара к паре” проводят линии и составляют пары с объяснением.

Даются картинки:

удочка, собака, птица, кот, ложка, яблоко, туча.

рыба, конура, следы, корова, тарелка, груша, зонт.

(дети выполняют задание, и кукла Лето возвращается)

- Рыба с удочкой, потому что рыбу можно ловит на удочку. И т. д. объясняются все подобранные пары.

5. Физпауза с расслабляющим массажем спины и для мелкой моторики рук “Дождик”.

Ребята быстрее ко мне дождик начинается. Когда идет дождь, как говорят про погоду, она какая? Мы дождя не боимся. (Встали под зонтик логопед в середине, а дети в колонну друг за другом – приложение №3).

-После лета наступает….

6. Игра “Чей хвост? Чья голова?” притяжательные прилагательные.

Вот мы с вами в осеннем лесу, попробуйте отыщите животных.

(Дети выполняют задание, и кукла Осень возвращается).

7. Физпауза. Ой, как холодно! Наступает ….

Имитация движений надевания: шапки, платка, шарфа, застегни пуговицы или молнию, надевание сапог.

8. Игра “Найди родственников” -подбор синонимов к слову снег.

Отдам вам и Зимушку, если сказку мне расскажите про “Снегурочку”.

Составление рассказа по картинкам (последовательность нарушена).

(Дети выполняют задание, и кукла Зима возвращается).

9. Итог занятия.

Колдунья всех хвалит и обещает больше времена года не забирать.