Игровая досуговая программа для дошкольников "Здравствуй, музыка!"


Пояснительная записка

Игровая досуговая программа «Здравствуй, музыка!» предназначена для детей дошкольного возраста. Это небольшой спектакль, во время которого дети знакомятся с такими понятиями как «Мажор», «Минор», «Лад», «Форте», «Пиано»; узнают самые элементарные сведения о музыкальных инструментах Скрипке и Фортепиано и правилах поведения во время концерта (живого исполнения музыки), а также учатся узнавать музыкальные инструменты по голосам.

Цель – приобщить детей к прекрасному миру музыки, с помощью музыкальных игр помочь детям внимательно и осознанно слушать музыку.

Задачиразвитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей.

Участники:

Фея Музыкипедагог, ведущий программы в костюме сказочной феи, в руках волшебная (дирижерская) палочка.

Учащиеся музыкальной школы по специальности: фортепиано, скрипка, сольное пение.

Звукорежиссер – педагог или старшеклассник, умеющий пользоваться аппаратурой.

Содержание (сценарий)

Действие программы происходит в просторном помещении, в котором стоит фортепиано, стулья для зрителей. На пюпитрах, развернутых к зрителям, размещены «портреты» мажора и минора.

Дети проходят в зал, рассаживаются по местам.

Звучит тема «Феи Драже» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Появляется Фея Музыки.

Фея: Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычная встреча – встреча с музыкой, и познакомлю вас с ней я – Фея музыки. Стоит мне только взмахнуть палочкой, как зазвучит музыка. А сочинили её для вас самые настоящие волшебники – композиторы. Так называют людей, которые сочиняют музыку.
У меня есть два прилежных ученика.

Указывает палочкой на портреты.

- Это - Мажор. Он очень жизнерадостный мальчик, у него всегда хорошее настроение. Он любит носить яркую одежду и обожает подвижные игры. Но больше всего он любит сочинять веселую музыку.

Взмахивает палочкой, звучит «Китайский танец» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» (отрывок).

Фея: А это Минор.

Указывает палочкой на портрет.

У него всегда тоскливое настроение, по любому поводу он может заплакать, и музыку он любит грустную и спокойную.

Делает взмах палочкой, звучит «Арабский танец» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» (отрывок).

Фея: Я всегда удивляюсь, как веселый Мажор может дружить с таким грустным мальчиком Минором. И за то, что они ладят друг с другом я называю их «лады»: Мажорный лад и Минорный лад.

- Ребята, а сможете ли вы сами узнать Мажора и Минора? Я хочу пригласить моих помощников, учащихся музыкальной школы. В их исполнении прозвучат несколько произведений, по окончании которых вы мне ответите: в каком ладу они написаны в Мажоре или в Миноре?

Выходит дуэт учащихся - фортепиано и скрипка.

Примечание: для иллюстрации подходят любые произведения, написанные в мажоре и миноре; живое исполнение можно заменить аудиозаписью.

Фея: Дорогие друзья, я хочу напомнить вам, что музыка – это очень хрупкий предмет и с ней надо бережно обращаться. Если зашуметь во время звучания музыки, все ее волшебство исчезнет. Поэтому давайте договоримся сидеть очень тихо, чтобы услышать все, о чем рассказывает музыка.

Звучит «Задумчивость» К.Караева.

Фея: Кто скажет, в каком ладу написано это произведение?

Дети отвечают, что это произведение написано в миноре.

Фея: Правильно, молодцы! Слушаем еще один музыкальный номер.

В исполнении дуэта звучит «Менуэт» Й.Гайдна.

По окончании номера дети отвечают, что произведение написано в мажоре.

Фея: А вы знаете, как называются инструменты, на которых играли мои помощники?

Указывает на скрипку и фортепиано.

Внимательно слушает ответы, как правило, дети называют инструменты сами.

Фея: Какие вы молодцы! Я только хочу добавить несколько слов о каждом инструменте. Их родина - солнечная Италия.

Скрипка появилась почти 500 лет назад. Ребята, как вы думаете, из какого материала изготавливают скрипки? Правильно, из дерева. А вот эта деталь скрипки (показывает на смычок), как называется?

Обычно дети затрудняются дать правильный ответ.

- Это – смычок. Трость делают из дерева, а волосяная лента, это ни что иное, как конский волос, который вычесывают из хвоста лошади.

Подходит к фортепиано.

- Фортепиано на целых 200 лет младше скрипки. Я думаю, что вы часто встречаете этот благородный инструмент, например, на музыкальных занятиях. А знаете ли вы, что его название происходит от двух итальянских слов, форте – громко, пиано – тихо? Это означает, что на нем можно играть и громко и тихо.

- Давайте еще раз поблагодарим наших артистов аплодисментами.

Артисты уходят.

Фея: Ребята, а какие еще музыкальные инструменты вы знаете?

Дети перечисляют инструменты.

- А сейчас я вам предлагаю узнать эти инструменты «по голосу».

Игра – викторина.

Включить фонограмму со звучанием некоторых инструментов.

(Трубы, флейты, арфы, гитары, балалайки, скрипки, фортепиано, баяна.)

Дети отгадывают звучание, Фея показывает картинку с изображением инструментов.

Фея: А у нас ещё одна гостья.

Выходит учащаяся по классу сольное пение.

- Ребята, а вы заметили, что у нашей гостьи в руках нет инструмента? Это потому, что ее инструмент – это её голос.

Звучит песня «Знают все ученики».

Фея: Внимательные слушатели, в каком ладу написано это произведение?

Правильный ответ – мажор.

Фея: Знаете, ребята, музыка не только отображает настроение, она еще может своими волшебными звуками изображать явления природы, птиц, животных… Давайте, вообразим, что мы с вами скачем на лошадке: Взяли в руки вожжи и поскакали!

Звучит фонограмма «Моя лошадка» Ж.Металлиди.

Фея показывает движения: дети слегка подпрыгивают на стульях, держа руки перед собой, и «цокают» язычками, изображая топот копыт.

Фея: Собираясь к вам сегодня на встречу, я увидела печальную кошечку. Она мне спела песенку. Ребята, поможете мне исполнить песенку киски, вы умеете мяукать,?

Фонограмма «Киска» В.Калинникова. Фея поет песенку, а дети подпевают.

Идет кисанька из кухни, (мяу) у ней глазоньки опухли, ( мяу)

Что ты, кисанька, плачешь? (мяу) Как мне, кисаньке, не плакать? (мяу)

Повар пеночку слизал, и на кисаньку сказал.

Фея: Дорогие друзья, а сейчас мы с вами вместе исполним песенку о веселом музыканте. Внимательно смотрите на меня, и повторяйте движения.

Фонограмма песенки «Веселый музыкант». Фея изображает игру на скрипке, балалайке, барабане.

Я на скрипочке играю: тили-ли, тили-ли.
Пляшут зайки на лужайке тили-ли, да тили-ли.

А теперь на балалайке: треньди-брень, треньди-брень.
Пляшут зайки на лужайке треньди-брень, да треньди-брень.

Заиграл на барабане: бум-бум-бум, трам-там-там.
В страхе зайке разбежались по лесам и по кустам.

Фея: Вот и подошла к концу наша встреча. Я думаю, что сегодня вы что-то новое о музыке. Ведь вы познакомились с моими лучшими учениками Мажором и Минором, послушали звучание фортепиано, скрипки. Сами побывали в роли артистов: пели песню, изображали игру на инструментах, и даже прокатились на лошадке.

- Вот какая замечательная встреча с музыкой у нас получилась.

До новых встреч, друзья!