Знакомство дошкольников со временем во всех видах образовательной деятельности


Время — это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.

Современная жизнь характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Нынешние производственные технологии также рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе.

Развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляется через повседневную жизнь и непосредственную образовательную деятельность. Значительная роль в освоении временных представлений детьми принадлежат педагогической работе в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознаванию частей суток, сезонов. В педагогической деятельности очень важно опираться на особенности восприятия времени ребенком и закономерности развития его познавательной деятельности. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка. Положительный эффект дает парное сопоставление контрастных, но взаимосвязанных между собой категорий: день — ночь, утро — вечер, секунда — минута, быстро — медленно, осень — весна, лето — зима и др. Большой интерес вызывает у детей знакомство с такими особенностями времени, как его связь с повседневной жизнью, текучесть, непрерывность, периодическая сменяемость. Познание временной длительности должно сочетаться с познанием временной последовательности, которые связаны друг с другом (части суток, дни недели, месяцы, сезоны и их последовательность, периодичность событий во времени и т.д.).

Познание мер времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) должно основываться на развитии “чувства времени” у ребенка, осознании им своего настоящего, прошлого и будущего. Формальное манипулирование временными категориями, попытки заучить их без осознания смысла и понимания взаимосвязи не только неэффективны, но и вредны. Такой подход может существенно затормозить развитие временных представлений у детей.

Поскольку время - чрезвычайно трудная для познания ребенка сфера действительности, педагогу необходимо использовать в работе самые различные способы и средства его “материализации”: картинки, модели, символы-знаки, календари и такие приборы для измерения времени, как песочные часы, секундомер, часы - конструктор, другие виды часов.

Работа по ознакомлению детей со временем должна иметь ярко выраженную практическую направленность. Это проявляется в определении и измерении времени дошкольниками с помощью доступных им средств и способов действия. Возможность определения времени ребенком связана в значительной мере со знанием чисел. Поэтому количественные и временные представления целесообразно развивать в единстве и взаимосвязи друг с другом.

Практическую ориентировку во времени педагогам следует рассматривать не как самоцель, а как условие интеллектуального развития дошкольников, средство совершенствования разных видов деятельности и подготовки к школе.

В целом работа по развитию временных представлений у детей носит пропедевтический (подготовительный) характер. Она требует четкой последовательности и системы в использовании методов и приемов обучения с учетом восприятия времени ребенком и ориентировки в нем. Педагог в процессе работы использует самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки) и т.п.

Наблюдение. Воспитатель проводит наблюдения индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Их содержанием является состояние природы, окружающей среды, виды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время.

Внимание детей постарше следует обращать на положение солнца на небе, степень освещенности земли и неба, ведущую цветовую гамму в разное время суток: преобладание голубого цвета утром, желтого — днем, серого — вечером, черного — ночью. Во время целевых прогулок, занимаясь ежедневными наблюдениями, можно спросить у старших детей: “Какое сейчас время суток? Что говорит в природе о том, что сейчас утро (день, вечер, ночь)? Где находится солнце на небе? (Высоко.) Как оно светит? Какого цвета утреннее (вечернее, ночное, дневное) небо? На что похоже небо? Когда бывает рассвет? А закат?” Дети могут полюбоваться в конце дня красочным закатом солнца, утром послушать пение птиц, вечером — кваканье лягушек и стрекотание кузнечиков, днем — шум на улице, ночью — почувствовать тишину, рассмотреть звездное небо и т. д. На основе наблюдений дети выделяют отдельные признаки, связанные с сезонными изменениями в природе: зимой холодно, идет снег, солнце светит, но греет мало; летом тепло, все растет — и овощи, и фрукты, и цветы, и ягоды. Из отдельных признаков возникает постепенно общая характеристика сезона: погода, температура воздуха, длительность дня, состояние животных, растений, характерные виды деятельности человека в природе, сезонные изменения в одежде, праздники и развлечения и т.д. В процессе наблюдений педагог опирается на непосредственные, чувственно воспринимаемые детьми факты, их признаки, особенности и проявления, определяет и закрепляет в речи соответствующие им временные категории. Для младших детей в процессе наблюдений выбираются наиболее типичные и конкретные признаки, причем их количество должно быть небольшим. С возрастом объем выделяемых признаков может существенно увеличиваться. Они дают возможность в комплексе решать задачи умственного, эмоционального и речевого развития, способствуют накоплению у детей представлений о времени. В процесс наблюдения полезно включать художественное слово: пословицы, поговорки, загадки о времени, небольшие стихотворения.

Беседы проводятся на занятиях и вне. В процессе беседы педагог активизирует личный опыт ребенка, использует вопросы, начинающиеся со слов “что?”, “когда?” (Что делают дети утром, когда просыпаются? Когда они делают гимнастику? Когда обедают? И т.д.) Эти вопросы следует варьировать, учитывая, что на первый вопрос (“что?”) ребенку ответить легче, чем на второй (“когда?”). Дети могут рассказывать во время беседы, чем они занимались утром, днем, вечером (сегодня, вчера, завтра или в какой-либо день недели), перечисляют разные виды деятельности, осмысливают связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком, упражняются в его назывании. Показателем чувства времени для ребенка в первую очередь является его собственная деятельность, а потом уже деятельность других, в том числе и взрослых. Этот факт следует учитывать, прежде всего, в работе с малышами. В разное время суток дети заняты многими видами деятельности.

В процессе дидактических игр могут использоваться поэтические произведения, в которых воспеваются картины природы, созидательный труд людей. В этих случаях от педагога требуется тщательный отбор художественных произведений, небольших по объему (4—12 строк), доступных по содержанию, включающих знакомые детям временные категории. Такие занятия должны быть “особой игрой мысли и чувств, слова и образа” короткие. При подготовке к ним воспитатель обращает внимание на интонации, логические ударения, паузы, продумывает различные способы общения с детьми; в ходе игры поощряет их стремление выразить в слове отношение, переживание.

Многие настольно - печатные дидактические игры с природоведческим содержанием способствуют также и развитию представлений о времени у детей. Так, в игре “Кто, когда спит?” следует определить, кто спит днем, а кто ночью (например: сова, летучая мышь — днем, курица, бабочка — ночью и т. п.

В подвижных играх слова-названия частей суток, дней недели, месяцев, сезонов могут служить сигналом для выполнения определенных движений или действий. В качестве такого же сигнала могут использоваться малые формы фольклора и короткие поэтические четверостишия, в строках которых встречаются слова “день”, “ночь”, “утро”, “вечер” и другие временные категории. Беседы способствуют развитию у детей различных временных представлений.

Познавательные ситуации можно создавать и в играх-инсценировках. В них с помощью куклы воспроизводятся действия, на основе которых дети должны угадать, о каком времени идет речь. Кукла встает с постели, одевается, причесывается — утро, играет с мячом, ловит сачком бабочку, обедает — день, раздевается перед сном — вечер. Дети могут выполнять роли дней недели, месяцев, часов в играх: “Неделя, стройся”, “Найди соседей”, “Найди свой день”, “День и ночь” и т.д.

Рисование и другие виды изобразительной деятельности. Детские представления о том, что происходит в то или иное время, особенно наглядно и ярко отражаются в изобразительной деятельности. Абстрактность, присущая времени, конкретные действия, совершающиеся в нем, стимулируют неуемное детское творчество. Этому способствуют и специально предлагаемые педагогом темы: “Зимнее небо”, “Солнце ложится спать”, “Самый красивый закат”, “Что я люблю делать днем (или в другое время)”, “Звездное небо”, “Лето красное”, “Золотая осень”, “Мой портрет”, “Мир будущего”, “Мир прошлого” и т. д..Изобразительное творчество детей будет более продуктивным, если оно опирается на опыт наблюдений за явлениями природы, изучение художественных картин и иллюстраций, а также знания о времени.

Чтение художественных произведений и рассказывание. Для закрепления знаний о частях суток и временах года используются небольшие рассказы, сказки, стихотворения и малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки. В них в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Они стимулируют познавательную деятельность, развивают способность к самостоятельному мышлению, учат рассуждать.

При чтении художественных произведений целесообразно обращать внимание детей на время, когда происходит действие. С этой целью полезно после чтения произведения задать несколько уточняющих вопросов. Очень важно перед чтением художественного произведения создать психологическую установку на его восприятие детьми:

Я буду читать стихотворение (лучше всего наизусть или по карточке), а вы послушайте. Читать буду два раза. Первый раз — вы как будто встречаетесь с писателем, знакомитесь с тем, о чем он написал. А когда буду читать второй раз, вы слушайте и думайте, о каком времени писал поэт. Как будто он спрашивает: “Какое это время года? Что вы о нем узнали? Что запомнилось и что понравилось?”

Модели и детские календари. Эти средства познания временных отношений начинают использоваться в работе с детьми пятого года жизни, но в основном применяются в старшем дошкольном возрасте.

Модель и календарь — это своеобразный способ “материализации* времени, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Их предназначение — помочь детям легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы обшей системы.

Для развития представлений о времени существуют различные виды моделей и календарей: простые и сложные, статичные и динамичные, плоские и объемные, круговые и линейные. Все они могут служить наглядными пособиями. Для их изготовления применяются бумага, пластик, картон, проволока, тонкая фанера и другие материалы. Дети, как правило, принимают посильное участие в этом, что уже само по себе способствует развитию у них временных представлений.

Моделироваться могут разные отрезки времени: сутки, неделя, год. Большую роль в этом играет цвет. Цветовое решение модели или календаря для детей связано с той или иной окраской объектов живой и неживой природы в разное время (года, суток). В отдельных случаях цвета подбираются условно: для обозначения дней недели могут браться цвета радуги.

Проблемные ситуации, задачи и вопросы могут применяться для развития представлений о времени у детей разного возраста, но чаще всего используются в работе со старшими детьми. По содержанию они чрезвычайно разнообразны.

Самые простые проблемные ситуации требуют от ребенка на основе нескольких признаков определить часть суток. Проблемные ситуации, задачи и вопросы, включающие знакомые детям временные категории, широко используются на занятиях, в процессе повседневной жизни, при проведении вечеров развлечений и досуга, викторин и других формах работы. Они могут инициироваться педагогом, самими детьми, предлагаться от имени знакомого литературного персонажа (Незнайки, Буратино, Почемучки и т.д.). Технология создания таких проблемных ситуации строится на использовании маловероятных условий и сказочных (волшебных) образов: “Зеркала времени”, “Машины времени”, “Волшебника Быстрых Минут” и т.д. Например: Волшебник Быстрых Минут может сделать так, что родители, отправив утром детей в детский сад, вечером обнаруживают их повзрослевшими на десять лет.

Проблемная ситуация создается и решается педагогом совместно с детьми. Вытекающие из проблемной ситуации последствия обсуждаются с помощью цепочки вопросов, адресованных детям в процессе нахождения правильного решения.

Воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, необходимо очень активно использовать разнообразие дидактических средств и методов обучения при выполнении такой важной и общественно-значимой задачи, как формирование и развитие в сознании ребенка представлений о времени.