Злюка, Бука, Смешинка, а также их родители


Я – педагог-психолог районного Центра творческого развития и гуманитарного образования “Романтик” Щелковского района Московской области.

В “Романтике” приходится работать со всеми категориями воспитанников, педагогами, родителями. Консультации, диагностика, профориентация, терапия, исследования, экспертиза, обучающие и развивающие занятия и тренинги. И многое другое, как планируемая деятельность, так и ситуативная.

Первый год работаю с дошкольниками, 6-летками из детского дошкольного объединения “Ступенькинашего Центра. Считаю эту работу самым перспективным и интересным направлением своей деятельности.

С детьми мы работаем по программе эмоционального развития дошкольников “Злюка, Бука, Смешинка и другие”. Программа дополняет развивающие и обучающие программы педагогов ДДО “Ступеньки” (окружающий мир, иностранный язык, занятия с логопедом, физкультура, рисунок, компьютер, подготовка к школе и другие).

Мы, взрослые, считаем себя достаточно опытными, кажется, что все видели, слышали, знаем и умеем. Но, общаясь с детьми этого возраста, можно бесконечно и совершенно по-новому для себя открывать мир. За это я искренне благодарна своим воспитанникам.

Мне кажется, что эмоциональный мир похож на цветок с разноцветными лепестками – это весь спектр чувств ребенка. Каждый цвет обозначает определенное чувство или эмоцию: робость, страх, радость, удивление, отвращение, брезгливость, самодовольство, злость, стыд, вину, сожаление, раздражение, обиду. С этим эмоциональным спектром мы и знакомимся, учимся его распознавать, понимать себя и других людей, управлять зависящим от эмоций поведением.

Занятия дают маленькому человечку возможность реально (дети реально живут на Занятиях в группе!) проживать, осознавать, обозначать и проявлять свои чувства, распознавать чувства других людей, регулировать свое состояние, накапливать эмоциональный личный опыт, формировать навыки саморегуляции. Ему будет гораздо легче выстраивать свои коммуникации, не отвлекаясь на негативные состояния. И востребован этот опыт будет очень скоро – в школе.

Полученный эмоциональный опыт поможет ребенку быть психически здоровым, легче включиться в учебный процесс, жить более активной и интересной жизнью, а в дальнейшем - стать полноценным членом общества, гражданином, целостной личностью.

Знаю, что такой деятельностью занимаются многие мои коллеги, это замечательно. Мне кажется, что это очень серьезное и важное направление работы педагогов, психологов, воспитателей с детьми и подростками.

Но рассказать я хочу о работе с родителями. Считаю это очень важной составляющей вышеназванной программы.

Дети, посещающие ДДО “Ступеньки” - “домашние”, не посещающие детские дошкольные заведения. Воспитанием и развитием ребенка занимаются преимущественно: неработающая мама, реже - бабушка или няня. Понятия, привычки, объем знаний, навыки общения, поведенческие стереотипы воспитанников своеобразны.

В начале обучения детям очень сложно выстраивать коммуникативные связи с другими детьми, с педагогами, с незнакомыми взрослыми. Сложно принимать правила, менять свое поведение. Чтобы с ребенком не происходило резкого “раздвоения” в разнице условий, в поведении, требованиях, понятиях, – в “Романтике” это делается вот так, а дома все иначе, я запланировала параллельно работе с группой, долгосрочную работу с родителями.

1. Вначале, на организационном собрании я выступила перед родителями с пламенной речью о важности эмоционального развития ребенка. Все, буквально, прослезились, хотя было заметно, что толком никто ничего не понял.
2. В течение первых двух недель я посещала все занятия детей, отслеживая индивидуальные особенности поведения, состояний, навыков, умения жить в группе.
3. Затем составила список детей, которым рекомендуется посещение занятий группы эмоционального развития. Родителям остальных детей предлагалось обращаться к психологу индивидуально. Всем родителям было предложено заполнить анкеты с различными данными о детях и составе семьи, пожеланиями и предложениями.
Мне было действительно жаль, что не получается работать со всеми дошкольниками, их оказалось просто слишком много.
Таким образом, было скомплектовано 3 группы по 12 человек. Составили расписание, с каждой группой мы встречаемся раз в неделю, на 30-40 минут.
4. На стенде в холле, где большинство родителей ожидает детей, я периодически вывешивала (и продолжаю это делать) различные информационные, рекомендательные, материалы о воспитании, о семье, о роли родителей, о подготовке к школе, о возрастных особенностях дошкольников, о проводящихся семинарах и тренингах в районе, городе и т.д. Родители нередко обращаются за консультацией, советом, информацией.
5. После каждого занятия, передавая воспитанников папам и мамам (наше занятие – последнее в этот учебный день), я общаюсь со всеми родителями. Кто-то сам задает вопросы, кого-то я стараюсь спросить и настроить на дальнейшую работу с ребенком дома.
И если сначала большинство родителей особенно общаться со мной не спешили, то сейчас уже закутанному шарфом воспитаннику приходиться терпеливо дожидаться, пока мама договорит с “псехологом”. (Это слово родилось на одном из занятий в группе, когда умеющая писать печатными буквами часть воспитанников объясняла остальным “неграмотным”, как “я пишусь”).
Родителям сложно удержаться и не спросить, не заговорить, не перекинуться взглядом или просто не улыбнуться, потому что после каждого занятия ребенок должен выполнить домашнее задание (мы иногда это даже репетируем) – показать цветной бумажный кружочек с новой изученной “рожицей” (выражение страха, радости, удивления и т.д.), показать это выражение на своем лице, попросить родителей изобразить то же самое, сказать комплимент или доброе слово, порадовать улыбкой, спросить “не грустно ли было ждать” и т.д. и т.д. А еще рассказать, что и как мы сегодня делали в группе. Естественно, дети это делают сразу же, не выходя за дверь. Я же, в свою очередь, всегда готова дополнить и объяснить.

6. Перед занятиями (а их 4) по теме “Страх” я попросила родителей быть дома внимательнее с детьми, постараться отметить изменения в настроении, поведении, постараться активнее общаться и говорить.
После этого были и сеансы терапии с детьми и совместные (с мамами).
Работали над “индивидуальными” страхами в группе, детские предложения были очень эффективны и рациональны, например, когда боишься “человечка из обоев” в спальне, надо повесить коврик или нарисовать радостный рисунок и приклеить на это место. (Кстати, родители действительно повесили коврик). И многие мамы по секрету говорили о том, что дольше стали задерживаться у кровати ребенка, рассказывая сказку или просто разговаривая, перед его засыпанием.
Для меня такая обратная связь звучит красивой и нежной музыкой.

7. Запланировано несколько совместных занятий с родителями “Настроение семьи”, “Мы вместе можем…”, “Поговори со мной о…”.
Детям отводится в работе таких групп роль наиважнейшая. Они учат родителей правилам группы, рассказывать, рисовать, представлять, разыгрывать ситуации, проводить игры. И это без всяких репетиций, подготовки и разучивания. Я же, скорее, присутствую, немного провоцирую активность и направляю работу.

Например, занятие “Настроение семьи”.

Выдается бланк, наборы картинок, разноцветные треугольники из бумаги, клей, фломастеры. На доске развешены пиктограммы всех изученных эмоций (рожицы), под каждой – треугольник определенного цвета.

Задание:

1. “Создать” свою семью – выбрать и наклеить по очереди на бланк фигурки всех членов своей семьи (людей и животных), живущих вместе (в столбик).
2. Затем, напротив каждого члена семьи, приклеить треугольник цвета, соответствующего его настроению (состоянию) в выходной день, в праздник, каждый день, в Новогоднюю ночь, вечером, утром – время выбирается произвольно по договоренности ребенка и родителя.
3. Потом представитель каждой семьи рассказывает про их семейные настроения, кто, кому и как может помочь улучшить настроение или наоборот. (Мама: “Как это у кота может быть плохое настроение?” - Сын: “Будет у папы плохое настроение, у кота тоже может испортиться”. Мама даже не успевает покраснеть из-за своей взрослой мысли, а сын сразу предлагает улучшить настроение папе и коту одновременно: “А мы с тобой ихнюю любимую рыбу пожарим, они ка-а-к обрадуются!”

Вот так я родителям не даю расслабиться. Просто принуждаю работать совместно на благо ребенка. В анкете для родителей в графе “степень родства с ребенком” было написано “родной”, мне кажется, что именно это разрешает мне не оставлять родителей в покое, вовлекать их во все детские дела, а они все значимые и важные.

Если это улучшает отношения моих воспитанников и их родителей, помогает лучше понять друг друга, прививает навык совместного решения проблем, создает круг общих интересов, общение взрослых и малышей становится важным, не формальным, то считаю, что родителей всегда надо иметь в союзниках, помощниках и участниках.

А на следующий год есть желание создать родительский клуб.

И написать на 2 года программу эмоционального развития и какой-нибудь социальной адаптации для детей 5 лет из ДДО “Ступеньки”.

Ведь за два года вместе с родителями мы можем серьезнее помочь ребенку, многому научить его и научиться самим, развить его качества и задатки, привить хорошее и доброе, узнать его и самих себя гораздо глубже и полнее, научиться понимать детей, а главное – стать ближе, научиться проявлять не только заботу, но и просто любовь. Я в это верю.

И последнее – на занятии по изучению “радости”: рассказ 6-летнего очевидца про то, какая бывает радость: “…она красная, один мальчик так набегался, он был такой красный, такой радостный!…”; рисовали пиктограмму “радостное выражение”, девочка спрашивает: “А мы свою радость домой понесем?”

Надеюсь, что только радость дети несут домой из нашего “Романтика”. А родители это понимают и тоже радуются.