Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения


В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу — до 60% от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Деятельность нашего учреждения, направлена на коррекцию и компенсацию тяжелых нарушений речи у детей. у детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности её развития. Общее недоразвитие речи затрудняет общение, способствует возникновению таких психологических особенностей как замкнутость, робость, нерешительность, порождает специфические черты, как общего, так и речевого поведения, приводит к снижению психической активности. Эти дети физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо проводить специальную работу по оздоровлению и коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами.

В нашем дошкольном учреждении эта работа проводится параллельно с другими коррекционными мероприятиями, а иногда она бывает непосредственно включена в процесс логопедического и коррекционно-воспитательного воздействия на детей.

Работа всего коллектива нашего детского сада направлена на:

  1. Разработку общей стратегии оздоровления ребёнка в семье и детском саду.
  2. Осуществление коррекционно - образовательного процесса путём создания оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников.

Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем совокупность медицинских, педагогических, психологических установок, определяющих специальный набор и компоновку здоровьесберегающих форм, методов, средств, приемов обучения, необходимых для оптимального, рационального составления коррекционной программы по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста.

Наряду с такими оздоровительными мероприятиями, как утренняя гимнастика, физкультурные занятия (традиционные), физкультурные занятия нетрадиционные: сюжетно-ролевые, игровые, на основе подвижных игр, эстафет, тренировочные, физкультурные развлечения, физкультурные досуги, развлечения, спортивные праздники, закаливание после сна, музыкальные праздники, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, спортивные упражнения, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, самостоятельная двигательная деятельность с использованием спортивного оборудования, лечебно-профилактические мероприятия, физкультминутки, ритмическая гимнастика, оздоровительные паузы, динамические паузы, проведение недели здоровья, дня здоровья, медицинское обследование, витаминизация, полоскание полости рта, в нашем дошкольном образовательном учреждении используется:

  • работа оздоровительных групп (плоскостопие, нарушение осанки)
  • игры на воде (посещение бассейна)
  • тематические дни
  • психологические акции
  • арттерапия
  • сказкотерапия
  • песочная терапия

Среди разнообразного современного оборудования, которое мы используем в своей работе, значительное место занимает игровое оборудование:

  • тренажер “Кузнечик” для проведения физкультурно - оздоровительных занятий, который способствует развитию сенсомоторных и координационных функций у детей;
  • успешно используется в нашем учреждении набор мягких модулей в занятиях с детьми раннего возраста, что прекрасно помогает в коррекции нарушений психомоторного развития. Мягкая поверхность модулей создает дополнительную нагрузку на вестибулярный аппарат ребёнка, что особенно важно для развития функции равновесия.

В нашем ДОУ детям на физкультурных занятиях предоставляется возможность объединяться в небольшие группы по уровню подготовленности, по интересам, выполнять упражнения в парах. При выполнении таких упражнений у детей повышается самоконтроль, взаимоконтроль.

Большой популярностью в детском саду пользуются совместные занятия старших и младших дошкольников по физической культуре. В процессе совместной деятельности старшие ребята закрепляют свои навыки показа и объяснения физических упражнений, а также выполняют контроль, над выполнением движений младшими детьми. Старшие являются образцом для младших, и это побуждает их лучше выполнять упражнения.

В конце физкультурных занятий, детям отводится время для самостоятельной деятельности. Дошкольники имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнёра и т.д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствуют снятию зажатость, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах.

Для двигательного творчества используются разнообразные виды движения: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совестной со взрослым или сверстниками деятельности в сложноорганизованном физическом пространстве. Все это стимулирует активность детей (“мы сами”), они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваться опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются в спортивном зале.

Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении.

Подвижные игры и игровые упражнения на свежем воздухе являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания дошкольников. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения, свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метание и т.д. Но в играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т. д. Они играют, а в процессе игры у них тренируются разные группы мышц.

Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных, простудных заболеваний, закаливают детский организм. Они помогают приобретению и освоению жизненно важных двигательных умений и навыков, формируют умение действовать в коллективе, учат согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей, вселяют уверенность в собственных силах, вырабатывают смелость и выдержку.

В детском саду проводится совместно с родителями утренняя гимнастика 1 раз в месяц, спортивные развлечения. К спортивным развлечениям продумываются игры, эстафеты, используем музыкальное сопровождение, художественное слово. Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние дошкольников.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы ?используются разнообразные формы работы:

  • открытые занятия с детьми для родителей;
  • педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания;
  • консультации; занятия с участием родителей;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • дни открытых дверей; ?
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • совместное создание предметно – развивающей среды;
  • работа с родительским комитетом группы;
  • тренинги;
  • анкетирование.

Красочные наглядные стенды в групповых приемных и в помещении детского сада знакомят родителей с жизнью группы, детского сада, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, физкультурного и музыкального работников.

Особой формой наглядной пропаганды здоровьесохранения детей среди родителей являются информационно-познавательная газета “Звездочка”. Материал для газеты подбирают специалисты детского сада (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, медицинская сестра). Газета? привлекает? внимание родителей, ее рублики периодически меняются: “Как заботиться о? зубах”, “Красивая осанка и здоровье”, “Витамины – полезные продукты”, “Играем вместе” и др.

Мы надеемся, что данная система здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализуемая ДОУ, контроль за организацией двигательной активности, позволит нам

  • снизить заболеваемость воспитанников,
  • поверить в собственные силы и возможности,
  • повысить двигательную активность,
  • сделать детей общительными, уверенными в себя.

Наши дети, несмотря на то, что имеют тяжелые нарушения речи, принимают активное участие в разнообразных соревнованиях, конкурсах, выставках. О чем свидетельствуют грамоты, дипломы.