Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста


Важнейшей характеристикой работы дошкольного учреждения является состояние здоровья детей. За последнее время особое беспокойство вызывает рост количества функциональных отклонений. Уже к 4-х летнему возрасту преобладающее большинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональных систем, а к 6-ти годам их число почти у 50% детей возрастает до 4-5. Падение уровня жизни, ухудшение состояния общедоступной медицинской помощи, отмечаемые в последние годы, не дают основания ожидать позитивных сдвигов, если не будут приняты радикальные меры по охране здоровья и профилактике заболеваемости детей. Наиболее целесообразно проводить эту работу в дошкольных учреждениях, потому что именно там есть все условия, которые позволят активно прививать основы культуры здорового образа жизни и проводить комплекс профилактических мероприятий. Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е. он должен иметь основы знаний - тот минимум, который помог бы ему в дальнейшей жизни.

Для профилактики заболеваемости детей мы составили карту использования здоровьесберегающих технологий и используем ее в своей работе.

Карта использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Название здоровьесберегающей
технологии
Время проведения в режиме дня, периодичность Результат
1.Динамические паузы
(физминутки)
Во время занятий 2-5 мин, по мере утомления Восстановление работоспособности, исчезновение признаков утомления
2.Пальчиковая гимнастика Ежедневно, 3-5 мин Развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания
3.Гимнастика для глаз
по системе В.Ф.Базарного
Использование сенсорно-координаторных тренажеров с меняющимися сигнальными сюжетами и "зрительных горизонтов", ежедневно 1,5-2 мин Активизация мышечного тонуса, профилактика возникновения близорукости
4.Гимнастика после сна Ежедневно после дневного сна, 5-10мин Оптимизация двигательной мышечной активности организма детей
5.Точечный массаж В период пика заболеваний, 10 дней по 5-10 мин Профилактика простудных заболеваний
6.Дыхательная гимнастика В хорошо проветренном помещении, после сна или после прогулки, 5-10 мин Профилактика заболеваний дыхательных путей, восстановления носового дыхания
7.Релаксация Перед сном, 7-12 мин Нормализация сна детей, восстановление психологического равновесия
8.Подвижные игры На прогулке, 10-20 мин Развитие двигательной активности, координации движений, внимания, ловкости и т.д.
9.Игры малой подвижности Во время занятия, перед уходом с прогулки 7-10 мин Восстановление эмоционального состояния, собранность, внимание
10.Занятия из серии "Познаю себя", авт.Г.Г.Давыдова. М.В.Корепанова 1 раз в 2 недели-занятия, беседы 1 раз в неделю Формирование осознанного отношения к своему здоровью, знаний о том, как избежать болезней и несчастных случаев

Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Сохрани своё здоровье сам"

Цель: учить самостоятельно следить за своим здоровьем , формировать знания о несложных приёмах самооздоровления, уметь выделять вредные и полезные продукты; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Материал: чудесный мешочек, туалетное мыло, расчёска, зубная щётка, зубная паста; письмо, игра "Вредно - полезно"и карточки с вредными и полезными продуктами; карточки с разными видами закаливания; мольберт, цветные мелки.

Ход занятия

- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о здоровье. Кто хочет быть здоровым? Каждый человек может сам себе укрепить здоровье, недаром говориться:

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.

- Ребята, а вы знаете, что такое здоровье? (Это сила, это красота, это ум, это когда всё получается.)

- А как можно укрепить своё здоровье? (Заниматься физкультурой, правильно питаться, соблюдать режим дня, закаляться.)

- Молодцы! Это нужно делать каждый день. Давайте начнём с самого утра (пальчиковая гимнастика)

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!

1. Игра "Какой предмет найду, о нем и расскажу"

- Ребята, а вы знаете, сегодня к нам в группу приходил Айболит. Он так хотел вас увидеть и так жалко, что он вас не дождался, у него очень много забот. Но он оставил вам вот этот волшебный мешочек. Хотите посмотреть, что же там лежит? (В мешочке - туалетное мыло, расчёска, зубная паста, зубная щётка).

Дети достают по одному предмету, выясняю вместе с детьми, для чего нужен каждый предмет, беседую о необходимости соблюдения гигиенических процедур с целью укрепления и закаливания организма.

- Ой, какой молодец Айболит! Давайте скажем ему "Спасибо" за такие необходимые предметы.

2. Игра "Вредно - полезно"

- Ребята, посмотрите, Айболит написал нам письмо. Что же он здесь написал?

"Ребята, если вы внимательно осмотрите свою группу, то найдёте очень интересный рисунок:"

Дети ищут, находят плакат:на одной стороне девочка со здоровыми зубами, на другой - мальчик с плохими, плачет.

- Что здесь нарисовано? Что же здесь произошло? (Дети рассказывают, какие продукты разрушают зубы и какие укрепляют их, перечисляют: (конфеты, торт, шоколад, леденцы, мороженное, морковка, ягоды, капуста, яблоки и т. д.).

Детям предлагаются карточки с полезными и вредными продуктами, нужно разложить их по принципу: вредно - полезно.

- Ребята, а какие полезные продукты дают вам в детском саду? Давайте назовём их (ответы детей).

- Вот сколько полезных продуктов мы получаем в детском саду! И основной продукт , который делает нас сильными, помогает расти и развиваться и без которого любое блюдо кажется невкусным, - это... (...хлеб.) Есть очень хорошая пословица о хлебе: "Хлебушек - от земли, а силушка от хлеба".

Физминутка

Чтобы было все в порядке,
Надо сделать нам зарядку.
Ласковое солнышко разбудило нас.
Поднимаем руки мы
По команде - раз.
А над нами весело
Шелестит листва,
Опускаем руки мы
По команде - два.

3. Игра "Закаляйся - будешь здоровым"

Рассматриваю с детьми картинки, где изображены различные методы закаливания, вспоминаем истории из личного опыта (где и как закалялись дети).

Все, кто хочет быть здоров,
Закаляйтесь вы со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий,
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.

- Ребята, а давайте вспомним такой замечательный способ закаливания, который можно делать каждый день (дети садятся на ковёр, делают самомассаж).

- Ребята,скажите, вы сегодня много узнали о здоровье? (ответы детей).

-Я вижу на ваших лицах улыбку. А ведь улыбка - это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. Так давайте же подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение (дети рисуют на мольберте лица с улыбками).

- Доброго вам всем здоровья!

Конец занятия.

Используемая литература

1. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова "Познавательное развитие.Конспекты занятий", ТЦ "Учитель", Воронеж 2004

2. Е.Г.Сайлякина.ю ЖюЕ.Фирилева "Физкульт-привет минуткам и паузам!", СП, "Детство - Пресс, 2004

3. Т.А.Тарасова, Л.С.Власова Пособие "Я и моё здоровье", Челябинск, 1997