Здоровый ребенок в детском саду


Жизнь XXI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка на основе здоровьеформирующего образования. Особенно остро стоит эта проблема в период адаптации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении, впервые поступающего в детский сад.

Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является здоровье каждого ребёнка в процессе здоровьеформирующего образования.

Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно во время адаптационного периода. При успешной адаптации выделяются два основных критерия: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, позволяют организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми. Мероприятия обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач, уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного периода, т.е. привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию.

Оздоровительные мероприятия носят комплексный подход и построена на трех основных направлениях:

  1. Создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание).
  2. Формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома.
  3. Развитие физической культуры.

А также строится на основополагающих принципах:

  • комплексности;
  • дифференцированности;
  • последовательности;
  • аксиологичности.

Принцип комплексности состоит в создании единой целостной программы здоровьеформирующих основ у детей дошкольного возраста на районном межведомственном уровне (согласованность с участковым педиатром, курирующим Емельяновское МДОУ №5)

Создан медико-психолого-педагогически консилиум контролирующим органом данной программы является медико-педагогический консилиум утвержденный приказом руководителя МДОУ №5 № от

Его целью является создание здоровье формирующего образовательного пространства для детей раннего возраста.

Медицинское направление предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса и просветительную работу медика, воспитателя-валеолога.

Принцип диференцированности заключается в педагогическом направлении здоровьеформирующего образования в воспитательно-образовательном процессе, в индивидульно-дифференцированном подходе к каждому ребёнку (даются задания, учитывается темперамент детей, положительные четы формирующего характера).

Принцип последовательности заключается в постепенном подключении оздоровительных процедур, их разнообразии, вызывая интерес и положительный эмоциональный отклик со стороны детей.

Принцип аксеологичности (ценностная ориентация) осуществляется через родителей, с которыми рассматриваются мировоззренческое представление общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни ребёнка раннего возраста, т.к. сформированность здорового образа жизни детей первых трех лет является основой для формирования здорового психофизического развития ребенка в дальнейшем.

Формы работы с родителями:

  • уголок здоровья;
  • консультации;
  • родительские собрания с привлечением специалистов медиков;

Формирование культурно гигиенических основ способствует правильному воспитанию и развитию ребенка как личности.

Цель оздоровительных мероприятий: воспитание здорового ребёнка через здоровьеформирующее образование.

Работа по данному направлению для достижения цели предполагает реализацию следующих задач:

  1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей в воспитательно-образовательном процессе.
  3. Формировать опыт социального поведения, обеспечивающее эмоциональное благополучие, здоровье в процессе адаптации, взаимодействия самопознания, саморегуляции.

В процессе выполнения и проведения оздоровительных мероприятий, ожидаются следующие результаты:

  1. Формирование понимания данной проблемы и ответственности за выполнение рекомендаций педагогов со стороны родителей.
  2. Привитие детям культурно-гигиенических навыков в режимных моментах.
  3. Снижение простудных заболеваний на 3% за первое полугодие.

Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости. Система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Наименование оздоровительных процедур Методы и приёмы оздоровления в воспитательно-образовательном процессе Сроки и длительность проведения мероприятий Примечание
1. Обеспечение здорового ритма жизни ребенка в детском саду
  • щадящий режим;
  • гибкий режим;
  • учет биоритмов.
  • во время адапт. периода
  • ежедневно
  • ежедневно
2. Физическое развитие
  • утренняя гимнастика для общего развития детского организма;
  • физкультурно-оздоровительные занятия;
  • подвижные и динамические игры;
  • упражнения на спортивном комплексе;
  • игры в “сухом” бассейне
  • профилактическая гимнастика;
  • дыхательная;
  • улучшение осанки;
  • для стоп ног (плоскостопие);
  • речевого аппарата;
  • тонкой моторики рук (пальчиковой).
  • ежедневно утром
  • 2 раза в неделю
  • ежедневно в течение дня
  • ежедневно в течение дня
  • ежедневно
  • ежедневно течение дня
  • ежедневно после сна
  • ежедневно после сна
  • ежедневно после сна
3. Гигиенические и водные процедура
  • умывание с использованием художественного слова;
  • мытьё рук;
  • игры с водой;
  • соблюдение питьевого режима;
  • обеспечение чистоты среды (Люстра Чижевского, кварцевание).
  • ежедневно 2 раза в день
  • ежедневно
  • 1 раз в неделю
  • ежедневно
  • ежедневно
4. Использование естественной среды для закаливающих мероприятий
  • проветривание помещений;
  • сон при открытых фрамугах;
  • прогулки на свежем воздухе (климатотерапия);
  • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
  • ежедневно в течение года
  • ежедневно в летний период
  • ежедневно
  • ежедневно
В зимний период при температуре не ниже 20°
5. Арома и фитотерапия
  • ароматизация помещений;
  • фитоподушки;
  • аромамедальоны;
  • аромалампы.
  • ежедневно во время влажной уборки
  • ежеднево во время дневного сна - ежедневно
  • 2 раза в неделю
6. Свето и цветотерапия
  • обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.
  • ежедневно
  • ежедневно
 
7. Музтерапия
  • музсопровождение ритмичных моментов;
  • музоформление фона занятий.
  • ежедневно
  • занятия по ИЗО
 
8. Аутотренинг и психогимнастика
  • игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
  • 2 раза в неделю
9. Закаливание

а) естественное
б) специальное

  • босоножье;
  • солевое закаливание
  • дыхательное
  • полоскание рта
  • летом
  • ежедневно после дневного сна
10. Работа с родителями
  • уголок здоровье - консультации - родительские собрания
   

Одним из направлений оздоровительного характера является ароматерапия. Это один из эффективных методов для профилактики гриппа и простудных заболеваний.

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел разных растений. Это не только наука, но и искусство, очень древнее и чрезвычайно современное. Необыкновенно забытая на время форма помощи человеческому организму вновь возрастает.

С помощью масел можно снять стресс, усталость, апатию или перевозбуждение, как в период адаптации так активированных дней.

Применяемые эфирные масла - это естественные вещества содержащиеся в эфирномасляничных растениях, продукт их жизнедеятельности.

При вдохе летучие эфирные масла через миллионы чувствительных клеток, выстилающих носовые ходы, попадают внутрь организма. Эти клетки посылают сигналы непосредственно в мозг и влияют на эмоции.

Таким образом, при аромотерапии эфирные масла одновременно воздействую на физическое и на психическое самочувствие ребёнка.

Каждое эфирное масло многофункционально, но есть и общие закономерности.

Все без исключения эфирные масла:

  • не имеют негативного побочного действия на организм и не вызывают привыкания;
  • обладают бактерицидными, антисентитическими и противовоспалительными действиями;
  • воздействуют на нервную систему, на сферу эмоций и психическое здоровье;
  • поддерживают механизм саморегуляции в организме;
  • имеют биоэнергетическую ценность.

Существуют разные способы применения масел.

Нами используются масла в индивидуальных аромакулонах, а также дневные сеансы ароматерапии через аромалампу.

Индивидуальные аромакулоны есть у каждого ребёнка, они защищают детей от вирусов, регулируют работоспособность и активность ребёнка в течение дня.

С этой целью применяются цитрусовые и хвойные масла - лимона, сладкого апельсина, грейпфрута, пихты, сосны, можжевельника. Очень хороша в этом случае и аромабижутерия - небольшие, полые внутри керамические медальоны в виде кувшинчиков или амфор с неглазурованной внутренней поверхностью. В них капают одну-две капли (не больше!) эфирного масла и в течение 10-14 дней они сохраняют лечебный эффект. Даже при отсутствии выраженного запаха наши обонятельные анализаторы все равно его воспринимают. Для очищения воздуха в группе применяется распыление ароматических масел. Приготовленную смесь растворяем в столовой ложке спирта и добавляем в воду, налитую в обычный пульверизатор. Можно использовать как хвойные масла, так и цитрусовые, которые хорошо очищают воздух от бактериального загрязнения. Эта процедура проводится раз в день, утром до приема детей. При эпидемии гриппа мы распыляем масла в холлах и коридорах. Впрочем, ароматерапия помогает не только при простуде. Повышенная тревожность, присущая детям раннего дошкольного возраста во время адаптации к образовательному учреждению как оказалось, можно снижать при помощи ароматерапии.

- Маслом номер один в ароматерапии считается лавандовое. Оно обладает и бактерицидным, и прекрасным успокаивающим свойством.

- Эфирное масло мандарина по праву считается оптимистическим “детским” маслом, помогающим малышу находить нужные образы в бескрайнем море своего воображения. Оно способствует развитию у детей независимости от чужого мнения, побуждая их не просто копировать, а воспроизводить услышанное и увиденное в индивидуальных формах творчества.

Настроит на верный лад использование аромамедальона, в который капают 2-3 капли масла, либо ароматической лампы.

Беспокойным и боязливым ребятишкам особенно рекомендуется ароматизация воздуха в детской комнате, так как масло мандарина способствует снятию нервного возбуждения и спокойному сну.

Используются следующие масла:

  1. Масло сладкого апельсина - 1-2 капли на кулон 2 раза в неделю.
  2. Масло грейпфрута - 1-2 капли на кулон 2 раза в неделю.
  3. Пихтовое масло -1-2 капли на кулон 2 раза в неделю.

Применяемые масла чередуются ежемесячно. Перед применением каждого масла каждый ребенок индивидуально проходит тест на переносимость и аллергическую реакцию.

В аромалампе масло капают на чашу, наполненную водой. Чаша нагревается, нагревая воду, что способствует испарению масла с её поверхности. От лампы исходит легкий, не концентрированный запах.

Следует помнить, что далеко не все масла полезны для маленьких детей. Но уже с раннего возраста используются масла ромашки и лаванды в лечебных целях и для профилактики простудных заболеваний, и масло сладкого апельсина грейпфрута как успокаивающее гармонизирующее через аромалампу.

На занятиях можно использовать масло, чтобы создать особенное настроение или повысить индивидуальную работоспособность детей. Очень эффективно для этих целей масло розмарина.

Фактически каждый вдох приносит нам с собой какой-то запах — хорошо, если нейтральный или приятный.

Эфирное масло - это “душа” растения. В меленькой капельке масла - сила и благодать, у каждого растения своя.

Человек, который открыл для себя масла, получает от них помощь — благие силы.

Следующим перспективным методом профилактики распираторных заболеваний и улучшения состояния нервной системы ребенка является применение фитотерапии (использование индивидуальных фитоподушек)

Для каждого ребенка в наличии имеется по три подушки:

  1. С можжевельником (для улучшения общего самочувствия ребенка, и улучшение сна).
  2. С ромашкой (для профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания).
  3. С сосновыми почками (профилактика простудных заболеваний и дезинфекция воздуха в спальной комнате).

Фитоподушки меняются еженедельно, прикрепляются на крючечки у изголовья каждого ребенка. Фитоподушки используются с целью снижения хронических и рецидивирующих заболеваний, повышение имуно-биологической защиты организма, быстрейшей реабилитации ребенка после перенесенных простудных распираторных заболеваний.

Доказано, что применение фитоподушек уменьшает число вялотекущих и затяжных ринитов, кроме того, легче протекает период адаптации у детей вновь поступивших в ДОУ, значительно уменьшается частота и продолжительность распираторных заболеваний.

Смена травы в фитоподушках происходит ежегодно в конце августа к началу учебного года. Трава собирается педколлективом под контролем медсестры, часть травы приобретается в аптеках. На травы, приобретенные в аптеке имеется лицензия.

Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закалёнными, не реагирующими ни на какие превратности погоды.

Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменение окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психологическое состояние и поведение ребёнка.

При закаливании мы придерживаемся определённых правил, первое из которых постепенность. Также учитываем состояние здоровья и индивидуальные особенности детей. Закаливающие процедуры должны доставлять детям радость.

Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.

Методика солевого закаливания

Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.

Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.

Механизм действия: Механический и химический через термо и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение “игру”, периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.

Оборудование: 3 фланелевых коврика,

а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,
б) с нашитыми палочками.

10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды

Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Система оздоровительных мероприятий в I младшей группе на 2004- 2005 год.

  1. Утренняя гимнастика в облегченном виде (ежедневно).
  2. Физкультурные занятия 2 раза в неделю.
  3. Прогулки ежедневно при температуре не ниже - 20С (ежедневно).
  4. Умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза, температура воды +14,+16 С.
  5. Дневной сон с применением фитотерапии (применение индивидуальных фитоподушек с травами: ромашка, можжевельник, почки сосны).
  6. Бодрящая гимнастика под музыку (ежедневно после сна).
  7. Ходьба по “тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия) ежедневно после сна.
  8. Полоскание рта водой комнатной температуры (ежедневно после обеда).
  9. Солевое закаливание (ежедневно после дневного сна).
  10. Применение индивидуальной аромабижутерии с аромамаслами в целях профилактики гриппа и простудных заболеваний.
  11. Гимнастика для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (лепка, рисование), в целях профилактики миопии.
  12. Дыхательная гимнастика для увеличения жизненного объема легких (ежедневно).
  13. Изучение и применение элементов игрового массажа: (закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающего массажа подошв.)
  14. Профилактика сколиоза (контроль за положением тела ребенка в течение дня, во время занятий, во время сна, во время приема пищи.)
  15. Игры в сухом бассейне для успешного развития костно-мышечного аппарата.
  16. Игры и упражнения на мини спорткомплексе “Обезьяннике” - снятие напряжения, преодоление страха, развитие цепкости, ловкости, гибкости.