Занятие-тренинг "Я сам" для детей четырех лет


Цель урока: развитие навыков самообслуживания.

Задачи урока:

  1. Проверить уровень развития социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в комнате.
  2. Развивать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок.
  3. Воспитывать такие нравственно-волевые качества, как самостоятельность и настойчивость.

Оборудование:

  1. Игрушка-рукавичка Зайчик.
  2. Плакат с изображением комнаты, силуэтные изображения подушки, тапочек, кружки.
  3. 2 полотенца, 2 зубные пасты, 2 щётки, 2 мыла, мелкие игрушки.
  4. Кукольная посуда.
  5. Кофточки, жилетки – 5 штук.
  6. 3 парты, пенал, “Азбука”, “Прописи”, краски, кисточка, салфетка, баночка для воды, альбомный лист, пластилин, 2 клеёнки.

Дидактический материал:

  1. Александрова З. “Что взяла, клади на место”.
  2. Дружинина М. “Зайкин день”.

Ход занятия

ПЕДАГОГ: Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие вместе со мной будет проводить Зайчик.

Зайчик: Здравствуйте, ребята! Я принёс книгу. Её написала моя мама о том, как мы ходили в “Родник”. Давайте её прочитаем.

Встал мой зайчик в семь утра:
Где мой завтрак? Есть пора!
– Подожди, – я отвечала, –
Ты оденься, друг, сначала.
Застели свою кроватку,
Наведи-ка тут порядок.

Дидактическая игра “Наводим порядок”.

На доскеплакат с изображением комнаты. По ходу чтения рисунки (кружка, подушка и тапочки) прикрепляются магнитами к плакату в определённом месте.

Это заиньке известно:
Что взял, клади на место!
Только зайка пока мал:
Забывает, где что взял.
На кроватку ставит кружку,
На пол он кладёт подушку,
Прячет тапочки в буфет.
Всё на месте или нет? (Дети отвечают: – нет!)
– Значит, надо всё сначала:
На буфет нести подушку,
На пол вот поставить кружку,
Сунуть тапочки в кровать.
Кажется, не так опять?

ПЕДАГОГ: Ребята, помогите зайчику навести порядок.

Как навёл везде порядок,
Сделай, заинька, зарядку.

Комплекс упражнений (сопровождается музыкой).

Утром рано на лесной поляне
Звонко, звонко заяц барабанит.

Дети (хлопают по коленкам).

Тра-та-та! Тра-та-та!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Из берлоги вылез медвежонок,
Топать начал он спросонок.

Дети (топают ногами).

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Лягушата делают зарядку,
Пляшут, пляшут весело вприсядку.

Дети (приседают).

Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
Стало рядом пусто на полянке,
Звонко, звонко дождик барабанит.

Дети (хлопают в ладоши).

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!
Не забудь потом под душем
Вымыть лапки, шею, уши.
А потом я стол накрою,
Будем завтракать с тобою.

Дидактическая игра “Выбери из всех предметов то, что надо для утреннего умывания” (дети должны выбрать мыло, зубную щётку и пасту, полотенце).

Пластический этюд “Мы умываемся” (дети жестами изображают называемые действия).

Отработка последовательности действий.

  1. Открываем кран.
  2. Берём мыло.
  3. Подставляем мыло и руки под воду.
  4. Мылим руки.
  5. Трём руку о руку.
  6. Споласкиваем руки.
  7. Берём зубную пасту, открываем её.
  8. Берём зубную щётку, выдавливаем на неё немного пасты.
  9. Чистим зубы.
  10. Споласкиваем рот водой.
  11. Закрываем кран.
  12. Берём полотенце.
  13. Вытираем руки.
  14. Вешаем полотенце на место.

Я на хлеб намажу джем,
Ты поешь, и я поем.
Молочка, малыш, попьёшь –
Поскорее подрастёшь.

Дидактическая игра “Накроем на стол” (дети сервируют стол кукольной посудой).

ПЕДАГОГ: Как надо сидеть за столом? Как есть?

Наконец-то мы вдвоём
В “Родничок” сейчас пойдём!
Надевай рубашку эту,
И штанишки, свитерок.
А теперь надень ботинки
И пойдём с тобой, дружок.

Зайчик: Ребята, а вы умеете одеваться и обуваться?

Игра “Надень кофточку” (2-3 ребёнка надевают и застёгивают кофточки, пиджаки и т.п.)

Подвижная игра “Обуваемся сами” (дети разуваются на ковре, ставят обувь в центр, под музыку выполняют разные движения. По команде находят свою обувь и обуваются).

Зайчик: Вот мы пришли в “Родник” и увидели здесь много детей. Ребята, а чем вы тут занимаетесь, что вы делаете? (Рассказы детей).

Дидактическая игра “Приготовь стол к занятию”.

Дети готовят 3 стола к занятиям

  • по развитию речи,
  • рисования красками,
  • лепке.

ПЕДАГОГ: Ребята, давайте ещё поиграем, проверим, как вы всё запомнили.

Игра “Да” и “Нет”.

Любят дети утром рано
Глазки мыть водой и крана? (Да)
Моют дети носик чисто? (Да)
Ну, а зубы любят чистить? (Да)
Любят собирать игрушки? (Да)
Прыгать на своей подушке? (Нет)
Сказки с мамою читать? (Да)
Листики у книжки рвать? (Нет)
Маму слушаться всегда? (Да)
Плакать громко иногда? (Нет)
Любят песни слушать ушки? (Да)
Наши дети так послушны!
Клим играет целый день,
А убрать игрушки лень.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это? (Нет)
Маша маме помогает,
Пыль в квартире вытирает.
Поступайте так всегда.
Хорошо ли это? (Да)
Время в садик собираться,
Клим не хочет одеваться.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это? (Нет)
Лена, спать когда ложится,
Сложить вещи не ленится,
Всё в порядке. Так всегда!
Хорошо ли это? (Да)
Кушать суп не хочет Петя,
Хлеб не ест, не ест котлеты,
Просит только он конфет.
Хорошо ли это? (Нет)
Каждый раз перед едой
Руки тёплою водой
Моет Катенька всегда.
Хорошо ли это? (Да)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Чему вы сегодня научились? Что вам понравилось, запомнилось?