Занятие-развлечение "Путешествие в сказку" (для старших дошкольников логопедической группы с ОНР)


Цели:

  1. Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания.
  3. Узнавать изображения символов гласных звуков.
  4. Контролировать выполнение артикуляционных упражнений, стремиться к точному их выполнению.
  5. Определять и выполнять артикуляционные упражнения по схеме.
  6. Развитие диалогической, монологической речи, ее интонационной выразительности.
  7. Развивать пальцевую моторику.
  8. Поддерживать интерес к занятию.
  9. Воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: рыбки с условными обозначениями артикуляционных упражнений, ведро (детское), 2 удочки, ширма, замок, на ширме надпись “Сказка”, дуб, дидактическая кукла “Царевны-лягушки”, записка, кочки, условные обозначения гласных звуков, мешок (для лягушки), книга “Сказки веселого Язычка”, домик “Веселого Язычка”, дидактическая кукла “Лягушка”, клубок ниток.

Оформление: фон болота, растения, пруд, лилии, ширма с изображением болота с мостом, дуб, стулья-кочки стоят полукругом по обе стороны ширмы.

Персонажи:

Черепаха Тортилла,

Ведущий – логопед,

Дети в костюмах Лягушек.

Музыкальное сопровождение: музыка: “Болото” (фон), “Песня Черепахи Тортиллы” - муз.А.Л.Рыбникова, сл.Ю.С.Энтина (из сказки “Приключения Буратино”), “Песня Лягушки и Комара”.

Логопед: Здравствуйте гости, ребята!

Сегодня мы побываем в сказке, где нужно красиво и правильно говорить.

В мире много сказок –
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: “Заходи!”

(Висит занавес, на нем надпись “Сказка”, висит замок)

А чтобы в сказку попасть, нужно открыть волшебный замок. Я думаю, что ребята мне помогут. Для этого нужно выполнить всем ребятам пальчиковую гимнастику “Замок”.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

(Логопед открывает замок (шторы при этом распахиваются). Звучит музыка с записью болота. Стоит дерево Дуб (на дубе картинка “Царевна-лягушка” и записка: “Через царство Царевны-лягушки можно благополучно пройти лишь при условии: все должны превратиться в лягушек и перепрыгивая друг за другом с кочки на кочку, громко квакать”. Подпись – Болотный водяной.)

Логопед: Сейчас мы, поворачиваясь вокруг себя должны сказать: “вокруг себя обернусь и в лягушку превращусь”.

(Дети, передвигаясь, перепрыгивают через кочки, квакают и садятся на стульчики)

Стих: (Дима З.)

Речка, мошки и трава,
Теплый дождик. Ква-ква-ква.
Я лягушка, я квакушка
Поглядите какова.

Логопед: Наши лягушки умеют не только квакать, но и петь разные звуковые песенки. (Песенка водички, комарика, мышки, гудит поезд, капелька капает и т.д.)

Логопед: Молодцы лягушки! Лягушонок Дима хочет о чем-то рассказать.

На поляне алеют цветочки,
На болоте зеленые кочки,
А на кочках лягушки сидят
И в свое отраженье глядят.
“Ах, какие же мы счастливые,
Что в болоте таком сидим,
На комарика все мы глядим”.

Логопед:

Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
И зеленые лягушки
Песенку поют.

Песня “Лягушки и комарик” - инсценировка – Юля А., Настя Р., Игорь Б.

(Логопед обращает внимание на болотную кочку и лежащие символы гласных звуков)

Логопед: Ребята, я на болотной кочке нашла какие-то странные ягодки, они очень похожи на условные обозначения гласных звуков. На какие звуки похожи?

(Д/у “Узнай символ гласного звука”. Придумай слово с этим звуком)

Логопед: Молодцы! А я где-то тут увидела двух лягушек, которые о чем-то беседуют. Хотите послушать?

Диалог: (Юля А., Саша Д.)

Саша Д.:

Откуда ты идешь,
Лягушка-квакушка?

Юля А.:

С базара домой,
Дорогая подружка.

Саша Д.: А что ты купила?

Юля А.:

Всего понемножку:
Купила ква-пусту, ква-соль и ква-ртошку.

Логопед: Что же купила лягушка, не совсем понятно.

(Дети исправляют ошибки и называют)

Как одним словом назовем то, что купила? (Овощи)

Логопед: Как здесь красиво кругом: чистый воздух, лес, ягоды, рядом пруд, болото. И никого нет. Как-то даже неуютно. Давайте послушаем, может все-таки кто-нибудь здесь есть?

(Звучит музыка из к/ф “Приключения Буратино”)

(Появляется Черепаха Тортилла и поет песню – “Песня Черепахи Тортиллы”)

Черепаха: У нас на болоте гости.

Здравствуйте!
Проходите, проходите
Очень рада видеть вас,
С интересной новой сказкой
Познакомлю вас сейчас.”

(Показывает книгу)

Логопед: Где же Вы, уважаемая Черепаха, взяли эту книгу? В детском саду у ребят пропала такая же книга – “Истории Веселого Язычка”. И ребята очень расстроены.

Черепаха: Это было совсем недавно, несколько дней назад. Я отдыхала в тени – под мостом. И вдруг я услышала, как что-то упало в воду. И я заприметила, как по мосту бежал маленький старичок – он очень торопился, как будто бежал от кого-то. Я подобрала эту книгу и еще домик чей-то со странным жильцом.

Логопед: Дорогая Черепаха, это – “Сказки о Веселом Язычке”. А унес их вредный старичок Буквоежка (он грозился навредничать, ребята помните?)

Черепаха: Только в ней пустые страницы. Книга заколдована и домик пуст. Вам сможет помочь только Царевна-Лягушка.

Логопед: Большое спасибо. Как же мы тебя сможем отблагодарить?

Черепаха: Я так много лет обитаю здесь одна. Я забыла что значит веселье, смех. Предлагаю игру “Аист и лягушки”.

(Выбирается один ребенок аистом)

Дети:

Аист-птица, аист-птица,
Что тебе ночами снится?

Ребенок-аист: Мне? Болотные опушки.

Дети: А еще?

Ребенок-аист:

Еще? Лягушки –
Их ловить – не изловить.
Вот и все:
Иду водить.

(Дети разбегаются от Аиста. При приближении лягушки приседают и делают из сомкнутых над головой рук листок)

Логопед: (по окончании игры обращает внимание на красивое озеро и в нем необычных рыб)

Много разной рыбы плавает в пруду
Лягушонок, ты поймай на свою уду
Маленькую рыбку,
А на ней картинку,
Ты картинку посмотри,
Язычком ты покажи
И в ведерко рыбку положи,
Лягушатам всем ты угоди.

Игра “Рыбалка”

(дети ловят удочкой рыбу, показывают артикуляционное упражнение по условному обозначению)

(Появляется кукла Царевна-Лягушка – за ширмой)

Царевна-Лягушка: Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть вас в моем царстве. Только вас сюда привело какое-то несчастье. Чем я могу вам помочь?

Логопед: Нам нужно расколдовать наши сказки, которые украл у ребят Буквоежка и вернуть домик Веселого Язычка ребятам.

Лягушка: Я помогу вам. Но для этого нужно одну из сказок прочитать, а упражнения выполнить всем лягушатам правильно и точно. Вот тогда все сказки вернутся в книгу.

(Чтение сказки, дети выполняют упражнения. Дети берут книгу со сказками)

Логопед:

Вот и день к концу подходит,
Вечереет, ночь приходит,
Но пришла пора прощаться,
В детский садик возвращаться.

Давайте пригласим хозяйку Царевну-Лягушку в гости. Мы расскажем и покажем, как живут дети в детском саду. Нам нужно до захода солнца превратиться в тех, кем мы были. Нужно сказать: “Вокруг себя обернусь и в Диму, Юлю, …… превращусь”.

Лягушка: Я непременно к вам выберусь. А чтобы вы не заплутались, я даю вам клубок, который вас выведет из болота. Счастливого пути.

(Лягушка кидает клубок ниток к выходу из зала)

Дети прощаются и уходят.