Занятие-путешествие "В зимнем снежном царстве" по развитию речи с элементами исследовательской деятельности для детей старшего возраста


Цели:

Предварительная работа:

Материалы и оборудование:

План-описание на 5 листах в виде схем-опор, аудиозапись П.И.Чайковского из цикла “Времена года”, загадки, для рисования: белая гуашь,12 альбомного листа цветная бумага, шерстяные нитки, большая волшебная книга, музыкальная открытка, снежинка большая и маленькие по количеству детей из салфеток.

Ход занятия

Зимушка-зима – весёлое, чудесное время года. Попадаешь в удивительную сказку. Сегодня я принесла вам большую волшебную книгу, где живут сказки (открываем книгу, звучит музыкальная открытка).

Книжка открывается
Сказка начинается.

Чтобы узнать, о чём будет сказка вы должны отгадать стих-загадку. Кто загадку отгадает, тот всё на свете знает.

Крыша в шапке меховой,
Белый снег над головой.
Двор в снегу, белы дома,
Это матушка – …(Зима).

- Посмотрите за окно – за окном зима. Что вы, представляете, услышав это слово? (снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга, горячий чай, снежинки, сказка, Снегурочка, Новый год, и т.д.)

- Какой звук чаще других встречается в словах? (С). Произнесите его протяжно и тихо, а теперь протяжно и громко (2-3раза). Получается завывание ветра.
- Придумайте слова связанные с зимой и где слышится звук “С” (снеговик, сугроб, смех, Снегурочка, снег, снежинка, сказка, санки, сосулька).
- Чтобы вспомнить всё о зиме и рассказать, о ней подробно, ничего не забыть, у нас в волшебной книге есть подсказки-помошницы.

- Прежде чем мы с вами поговорим о зимушке-зиме, я предлагаю вам присесть на ковёр и послушать волшебную музыку П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Она поможет вам представить себя в зимнем лесу. Закройте глаза и представьте, как вы гуляете по зимнему сказочному лесу. (Ответы детей).

  • На улице всё белым-бело.
  • Мы тихонько идём по тропинке, а под ногами поскрипывает снежок.
  • Морозно. Под лучами солнца искрится снег.
  • Над нами раскинулись огромные ветви ёлок, покрытые снегом. Они стали тяжёлыми и опустились вниз.
  • Деревья словно из сказки: пушистые, снежинки облепили все веточки. Но стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веток. Это так красиво.
  • Кругом тихо-тихо, только пушистый снег, кружась, ложится на землю.
  • Можно встать под дерево, покружиться, подставить лицо под снег, послушать тишину, стать настоящей Снегурочкой.
  • Огромные сугробы у дороги, Как хорошо с разбегу упасть в мягкий сугроб и полежать, раскинув руки.
  • А потом поиграть в снежки, да так, чтобы снег попал даже за шиворот. Холодно. Мороз щиплет щёки, нос, но всё-таки здорово.

- Представили? Какая волшебная музыка! Она помогла нам очутиться в зимнем лесу, полюбоваться его красотой. Вот теперь можно отправляться в путь по нашей схеме-подсказке. Сейчас мы с вами побываем в зимнем снежном царстве и расскажем всё, что мы знаем о зиме. - Прежде чем отправиться в лес мы должны тепло одеться. Расскажите, пожалуйста, как?

- Когда у нас начинается зима?

  • Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
  • Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года? (холод, мороз, снег).
  • Какими словами можно сказать о зиме. Какая она? (снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная, ветреная, метельная).
  • А снег, какой он? (пушистый, белый, легкий, искристый, хрустящий, мохнатый, холодный, рыхлый, рассыпчатый, липкий).
  • Погода, какая? (снежная, морозная, вьюжная, ветреная, метельная).
  • Небо, какое? (серое, хмурое, облака низкие).
  • Солнце, какое оно? (светит, но греет слабо).
  • Сугробы, какие? (большие, белые, как снежные горы).
  • Ветер, какой он? (холодный, ледяной, колючий, порывистый).

Воспитатель говорит, что она приготовила детям сюрприз изо льда (внести в новогодней коробочке). Открыв, её дети обнаруживают лужицу воды.

- Оказывается лёд волшебный, он умеет превращаться. Лёд – это твёрдое вещество, в нём “человечки” (ММЧ) крепко держатся за руки. Когда становиться тепло они перестают держаться за руки и получается жидкость – вода.

- А чем жидкие вещества отличаются от твёрдых? Что можно делать с водой, а что – со льдом? (ответы детей сопровождаются показом: стакан с водой и с кубиками льда).

- Проведём эксперимент: вода растекается, она может впитываться, принимает форму емкости, в которой находиться, а твёрдые вещества сохраняют свою форму в любой ёмкости. Вода занимает весь стакан, без “пустот”, а кубики льда в коробку можно уложить плотно. Если воду налить в тряпочный мешочек, то она вытечет, а кубики льда останутся.

- Ещё много е мы можем узнать про воду и лёд в книгах. Сейчас мы откроем словарь Ожегова и прочитаем, какое определение им даётся. Еще можем открыть энциклопедию “Что такое, кто такой?” и прочитать про них в ней.

- Если вы захотите узнать ещё более подробно, то можно посмотреть научные телепередачи или получить информацию из компьютера, спросить или позвонить другому человеку, понаблюдать на прогулке.

В феврале день становится длиннее, начинает поигрывать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. Бывают оттепели, и снег подтаивает, темнеет, сугробы оседают. Зимушка-зима своей волшебной кистью рисует сказочные узоры, чтобы порадовать нас.

Мы с вами сейчас нарисуем морозные узоры ниточками.

Рисунок 1

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
В прятки пальчики играли и головки убирали,
Вот так, вот так, и головки убирали.
Дружно пальчики сгибаем, крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем разгибать.
Ёлка быстро получается, если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними, пальчики ты разведи.

Сейчас мы с вами нарисуем морозный узор ниточками. Посмотрите как.

Я в руках листок держу, пополам его сложу. Ниточки окрашу в белый цвет. Выложу ниточки на одной стороне сложенного пополам цветного листа. Прижимая, их друг к другу – разглаживаю. Не снимая ладони с бумаги, осторожно выдергиваю одну ниточку за другой. Разворачиваю лист, а ниточки-то волшебные. (Рассмотреть все узоры, на что они похожи).

Рисунок 2

- Переходим к следующей схеме:

Расскажите всё о растительном мире. (Зимой деревья не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон: мало света, влаги, питательных веществ, необходимых растениям. От холода их защищает особая пробковая ткань - она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы. Кусты стоят в снежных тулупах, а деревья в снежных шубах и шапках. Деревья стоят без листьев, только ель и сосна остаются зелёными).

- Переходим к птицам:

В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, не слышно звонких птичьих голосов. Птицы прячутся от морозов и метелей под крышами и ставнями домов.

- На следующей схеме звери:

Зайцы надели белые шубки, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустиками днем и ночью кормятся. Медведи сладко спят в берлогах. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, в морозы прячутся в дуплах и, свернувшись клубочком, укрывшись хвостом спят. Лиса мышкует- ищет мышиные норки, ловит зайцев, белок. Волки тоскливо по ночам воют. Голод гонит их к жилью, т.к. в лесу все звери попрятались.

- Много весёлых забав у детворы зимой:

Какие? Давайте покажем:

  • Каток – дети катаются как фигуристы, руки заложены за спину, скользят, делают разные движения.
  • Лыжники – берут лыжи, встают на лыжню друг за другом, проверяют скольжение лыж, отталкиваются вперёд, не торопясь, не наступая друг другу на лыжи, а то есть возможность упасть, скользите подольше на одной лыже и не забывайте помогать себе палками. Впереди горка давайте съедим с неё: лыжи вместе, палки под мышками, присели, спинку округлили, голову подняли, вперёд. Ветер свистит в ушах, немного страшно, гора крутая, но съехали благополучно.
  • След в след – А внизу снег такой глубокий, что не пройти. Покажите, как вы будете идти по глубокому снегу. Идите след в след, а то вдруг рядом будет яма, в которую можно провалиться.

Наконец-то мы выбрались. Давайте лепить снежки и снежную бабу. Каким должен быть снег, чтобы из него можно было лепить? Сколько нужно скатать комков? Они одинаковые или разные по размеру.

Какой самый главный атрибут зимы? (Снег). А из чего состоит снег? (Снежинок). На что похожи снежинки? (Цветок, звёздочку, одуванчик). Снежинка, какая она? (Белая, кружевная, крахмальная, блестит, сверкает, искрится разноцветной льдинкой, крупная, тяжёлая – медленно летит, легкая, воздушная, ветерку послушная).

Сейчас я превращу вас в снежинок, которые очутились на большом снежном облаке. Как только я произнесу волшебные слова и коснусь вас волшебной снежинкой вы превратитесь в снежинок и встанете в круг.

Один, два, три – в снежинок превратились мы.

Облако, какое оно? (Легкое, мягкое, пушистое, белоснежное, разной формы).

ПИ: “Снежная карусель”.

Завертелась вьюга, словно карусель.
Медленно сначала, а потом быстрей.
Ничего не видно, всё белым-бело.
Наконец-то стихло, землю замело.

Дети плавно кружатся, покачивают туловищем и руками, выстраивают хороводы, бегают на носочках врассыпную и т.д.

Один, два, три – опять ребята мы.

А чтобы вы не скучали, снежинка оставила вам о себе напоминание – маленькие легкие снежинки - пушинки, с которыми можно играть. Почему они разного цвета? (Снег на солнце сверкает и переливается разными цветами).

ИГРЫ:

  • Снегопад.
  • Выложи узор, дорожку.
  • След в след.
  • Змейка.
  • Перепрыгни через снежинку.
  • Кто дальше, кто выше? И т. д.