Занятие с дошкольниками по изобразительному искусству "Осенний праздник птиц"


Программное содержание

Учить выполнению изображений, используя выразительные средства: теплые цвета и их оттенки, а также природный материал (осенние листья), печать листьями. Формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества (русских сказок).

Продолжать развивать воображение, эстетическое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить способы изображения сказочного образа.

Материалы

Книжные иллюстрации с изображением сказочных птиц в русских народных сказках (П.Ершов «Конек-горбунок»). Репродукции с изображением сказочных птиц. Предметы декоративно-прикладного искусства с изображением сказочных птиц (Хохлома). Музыка Р.Щедрина к балету «Конек-горбунок». «Жар-птица». Музыка Чайковского из балета «Лебединое озеро».

Предварительная работа

Ребятки! Сегодня мы с вами пойдем на прогулку. Посмотрите, какой сегодня ясный денек. Солнце ярко светит, согревая и лаская нас последним теплом. Ведь уже наступила осень. Воздух прозрачен и свеж. Небо голубое и высокое. Дышится легко и свободно. Под нашими ногами шуршат разноцветные листья. На что они похожи? Действительно, на пестрый ковер. Какими красками он соткан? Красный, желтый, бордовый, лиловый, розовый, коричневый. Правда, красиво? Стройные белоснежные березки, покрытые золотыми платочками и зеленые елочки, четко просматриваются на осенней полянке. Клены покачивают своими пышными багряными кудрями. Всю эту красоту Подарила нам волшебница осень. Как мы называем такую осень? Правильно, «Золотая». Почему? Да, желтая и красная листва нам кажется золотой и багряной.

Подул легкий ветерок, и полетели разноцветные листочки. Что они вам напоминают? И, правда, бабочек, разноцветный дождь, сказочных птиц или стрекоз. Давайте, поиграем. Хотите? Я включу музыку, и мы с вами будем танцевать вальс листочков. Легкие, воздушные, как перышки-листочки будут весело кружить, и падать на землю, или плавно кружиться в хороводе. Включается музыка, Дети танцуют. Ну Что? Устали? какое настроение вызвал у вас танец и наша прогулка? Хорошее? Мне тоже весело. А, теперь, давайте послушаем стихи, которые написали дети.

Осенние картинки.

Мы сегодня с бабушкой
Гуляли по аллее
И видели, как листики
О солнышке жалели.
Они тихонько падали,
Кружились на ветру
И плакали дождинками
О лете поутру.

Осень плачет.

Осень плачет листьями –
Желтыми и красными.
Осень плачет песнями,
Песнями прекрасными.
Красными рябинами,
Ягодкой шиповника,
Золотыми ливнями
Провожает солнышко.
И, прощаясь с осенью,
Солнышко багряное
Дарит ягодке, цветку
Личико румяное.
            (стихи детей)

Вам понравились стихи, ребята? Мне тоже. Какое настроение появляется после того, как мы прослушали их? Грустное? Почему? Это сопереживание осенним листьями, которые «жалеют» о солнце и «плачут» о прошедшем лете. Переживание последнего, осеннего праздника природы, праздника проводов солнца, которое, уходя, щедро одаривает мир яркими красками.

Осень вызывает у нас разные чувства. Чувства грусти и чувства радости. Праздничную атмосферу, побеждающую грустные ноты прощания. А, вы, дети, любите осень? Я тоже. Почему? Вам нравится собирать грибы? Слушать шум дождя? Любоваться яркими осенними красками? Наблюдать, как изменяется природа? Мне тоже.

Наша прогулка подошла к концу. Мы встретимся в изостудии и продолжим наше занятие.

Ход занятия

Дети рассаживаются на ковре-самолете и закрывают глаза. Звучит музыка Щедрина. На столы выставляются предметы с изображением сказочных птиц. Дети открывают глаза. (Педагог). Посмотрите, ребятки, в какую сказочную страну мы попали. Кто же живет здесь? Да, это же праздник птиц. Какие они необычные, красивые с ярким оперением. Такое ощущение, что они прилетели из жарких стран. Посмотрите, как горят, переливаются золотым огнем сказочные птицы на хохломских подносах.

А вот птицы из сказок. Какие они гордые и нарядные. Чем отличаются эти птицы от тех, которых мы видим в парках и на улице? Правильно, яркими перышками, длинными красивыми хвостами, необычайно яркой окраской перьев. Здесь и красный и пурпурный, желтый, оранжевый, бордовый, золотой и серебряный цвет. Как вы думаете, можно ли их назвать птицами «Золотой осени»? Я тоже думаю, что да.

Основная часть

А сейчас мы с вами станем волшебниками, а волшебной палочкой будет наша кисточка. Рассмотрите осенние листочки, которые лежат у вас на столе. Определите, какой листочек будет туловищем птицы, какой головой, какие перышками хвоста, а какие крыльями. Подумайте, что будет делать ваша птичка. Летать, клевать зернышки, гулять. Подберите правильные пропорции и размеры птички, красиво расположите на листе, поиграйте разноцветными листочками на бумаге.

Теперь немного отдохнем.

(Звучит музыка из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Дети под руководством педагога изображают плавные движения птичьих крыльев, их полет, важно вышагивают. Гордо подняв головы, садятся на воображаемую поляну, клюют зернышки и т.д.)

Отдохнули? Теперь устроим осенний праздник птиц. Нанесем теплую краску на наши осенние листочки и приложим их к бумаге. Лучше начинать с туловища, поместив его в центре. Затем печатаем головку, хвостик, крылья. Изящные ножки дорисуем тонкой кистью. Приступим.

(Дети выполняют задание.)

Итоговая часть

Дети, давайте полюбуемся красавицами-птицами. Какие они разноцветные, яркие, сказочные. Но мне кажется, что им грустно сидеть каждой на своем листе бумаги, давайте подружим их, вырежем и наклеим на большой лист. Посмотрите, как красиво. Наши птицы повеселели. (Звучит запись с птичьими голосами). Слышите, это птицы благодарят нас. Как красивы и мелодичны их песни. Посмотрите, как Дашина птичка наклонила головку. Птичка Светы приготовилась взлетать. Вот она бежит, расправив крылья и распушив перышки. У Семена птичка нахохлилась и как будто чем-то обижена. Кто хочет рассказать про свою птичку?

(Дети рассказывают о птицах, выбирают понравившиеся, объясняют, почему они ее выбрали.)

Приложение 1