Занятие по эмоционально-волевому развитию детей подготовительной к школе группы на тему "Встреча с учителем"


Часто, говоря о подготовке детей к школе, взрослые имеют в виду знания: умеет ли ребёнок читать, считать и т.п. Поэтому очень рано выводят его из мира игр и переводят в мир обучения. Конечно же, дети не видят таинственности и значимости в том, что "скоро они пойдут в школу", так как уже в дошкольном возрасте устают от учёбы. Детство проходит так быстро и уже не повторится, поэтому нельзя лишать ребёнка этого чудесного периода жизни. В ребёнке от природы заложен инстинкт познания. Нужно лишь помочь ему развить и реализовать свои возможности и делать это через игровую деятельность, а не через обучение.

Поэтому с родителями подготовительной к школе группы проводятся просветительные мероприятия: Родительское собрание на тему: "Проблемы готовности детей к школе", Игра-консультация на тему: "Как в игре подготовить детей к школе" и Выступление на родительской конференции на тему: "У детей тоже бывают нервы на пределе".

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. На психологических занятиях мы с детьми учимся видеть выход из сложных ситуаций [1].

В жизни очень сложно, что-то делать первый раз. И понятно как тяжело малышу пойти первый раз в школу. Даже если ты уже умеешь писать и считать, у тебя есть красивый портфель, ручки, карандаши и тетрадки, всё равно тяжело прийти в класс, где ты практически никого не знаешь. Когда родители ожидают от тебя школьных успехов и учёбы только на "пять", а ты знаешь (опыт сестёр, братьев и др.), что это "трудно". Именно поэтому мне бы хотелось помочь детям сделать этот первый шаг и заинтересовать тем, что их ждёт там, сняв при этом напряжение и страх, познакомить с учителем в их дошкольной среде, т.е. на их "территории". В связи с этим, с детьми, которые идут в нашу прогимназию, было проведено занятие на тему "Встреча с учителем", где дети прилагают усилия, чтобы попасть в страну Знаний. С детьми заранее было проведено анкетирование на темы: что я умею, чему хочу научиться, что я люблю, кто мои друзья, кем я хочу стать в будущем и другие. Это те данные, которые интересно и полезно было бы узнать о своих учениках будущей учительнице. Кроме этого, дети рисуют свои портреты, создают цветы и : отправляются с ними на встречу с будущей учительницей.

Конспект занятия

Цель: Помощь детям в благополучном переходе из ДОУ в школу, повышение школьной мотивации и эмоционально-волевых усилий.

Задачи:

  • Создать доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них.
  • Развивать умение детей управлять своим настроением, поведением, прилагая эмоционально-волевые усилия.
  • Выработать уверенность в своих возможностях.
  • Развивать умение детей искать выход из трудной ситуации.
  • Учить действовать согласованно.
  • Развивать способность к рефлексии.

Методы:

  1. Ролевые игры.
  2. Элементы групповой дискуссии.
  3. Релаксационный метод.
  4. Рисуночный метод.
  5. Поведенческий метод.

I. Приветствие

Психолог: Ребята, вы очень много знаете и умеете, и поэтому очень скоро перед вами откроются двери школы. Может быть, всех вас будет учить одна учительница, или вы будете учиться у разных учителей, но в одной школе. А может быть, вы пойдёте в разные школы, но это не значит, что вы больше не увидитесь, ведь мы теперь знаем, что не бывает неразрешимых ситуаций. Вы можете созваниваться по телефону, встречаться в выходные и праздничные дни.

II. Психологическая разминка.

Упражнение "Я хочу в школу, потому что:".

Психолог: На прошлом занятии я вам рассказывала сказку о том, "Как Яшок поступал в Дом Учёности". Мы рассматривали картинки и узнали истории о первоклассниках, которые рассказывают друг другу о том, почему они ходят в школу. Сейчас я хочу попросить вас объяснить причину, по которой вы хотите пойти в школу.

(Ребята по очереди проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему.)

Психолог: Ребята, у каждого из вас свои чувства, желания, стремления. Каждый из вас особенный, чем-то не похож на другого, мы принесли сегодня на занятие цветы, на которых вы нарисовали себя, и я с вашей помощью написала на них о том, что вы любите, с кем дружите, что умеете и чему бы хотели научиться. Ваши воспитатели об этом знают, а как вам кажется, это важно для ваших будущих учителей?.. А хотите, мы сходим в гости к учителю, которая тоже в этом году будет встречать первоклашек, и многие из вас придут 1 сентября именно к ней? Её зовут ::.

III. Основная часть.

Упражнение "В путь"

Психолог: Но сегодня не 1 сентября, и нам нужно проделать сложный путь для того, чтобы попасть в будущее. У меня есть волшебный колокольчик. Вам нужно закрыть глаза, и пока он звенит, вы сидите с закрытыми глазами. Как только колокольчик замолкает - вы можете открыть глаза и, если вы справитесь с этим заданием - путь откроется. Вы готовы к испытаниям? Тогда начали:

(В это время открывается занавес)

Психолог: Посмотрите, путь открыт. Что же нужно делать, чтобы не сбиться с пути? Ориентироваться на указатели.

1 задание "Школьные принадлежности"

Психолог: Ребята, вспомните, какие школьные принадлежности вы знаете, но их нужно не называть, а изобразить. Один ребёнок показывает, а остальные дети угадывают, что было изображено.

(Выполнение задания)

Психолог: Ну что ж, молодцы. С этим заданием мы справились.

2 задание "Копилка первоклассника".

(На магнитной доске - две нарисованные ёмкости)

Психолог: Ребята, что нам может помочь в преодолении трудностей?... Вспомните, какие мысли всегда помогут нам?... Да, но мы с вами знаем, что для того, чтобы достичь успеха, только хороших мыслей не достаточно, нужно что-то ещё. Что же это?... Правильно, это дела. В любом деле могут быть и трудности, которые нужно преодолеть и успехи. И нам с вами предстоит сейчас "наполнить" две копилки: "трудности ученика" и "успехи ученика". Что, по вашему мнению, может затруднить учебу и жизнь в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, обрадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание мы будем сопровождать прикреплением магнитиков в соответствующую копилку. (Выполнение задания)

Психолог: А теперь давайте посмотрим, где больше.

(Если дети считают, что копилка "успеха" звонче - подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково - то, не смотря на трудности, будет и не меньше успехов. А если трудностей больше - добавить "фишек" в копилку "успеха", упомянув то, о чем забыли дети.)

3 задание "Льдина".

(На полу разложены "льдины", изготовленные из бумаги)

Психолог: Вы говорили о друзьях, о дружбе. Следующее испытание покажет, умеете ли вы сотрудничать, выполнять дело вместе, сообща. Сейчас весна, и льдины, по которым нам предстоит пройти, тают, становятся всё меньше в размере, а нам нужно уместиться на каждой льдине всем одновременно.

(Дети вместе с психологом выполняют задание)

Психолог: Ребята, мы справились с этим заданием. Скажите, что позволило (или мешало) решить задачу. Участникам предлагается обняться после пережитого испытания.

4 задание "Волшебная дорога"

(На полу лежит"Магический квадрат").

Психолог: Ребята, Ваша задача - перейти на другую сторону. Этот путь не простой. Здесь есть правильные квадраты, на которые наступать можно и есть - не правильные, на которые наступать нельзя. Но самое главное - это правила, которые нужно выполнить.

Одно правило для меня:

"Карта" поля у меня есть, но мне запрещено её показывать вам. Я лишь могу говорить вам о верности выполнения задания. Если верно, я говорю "Молодец!", а если неверно, то - "Бух!"

Правила для вас. Слушайте внимательно и запоминайте.

1. Задание выполняется молча, то есть вы не разговариваете, и не подсказываете друг другу.

2. Если вы наступаете на "неправильный квадрат", то сходите с поля, и идёте в конец очереди.

Каждый из вас идёт самостоятельно, остальные ждут и запоминают, на какие квадраты можно наступать.

- Ребята, повторите правила, которые вам нужно выполнить.

(Дети повторяют правила и выполняют задание ).

(Приложение 1)

Карта поля:

  +        
  + + +    
      +    
        +  
      +    
    +      

"+" - обозначен путь прохождения участников ("Правильные квадраты").

5 задание "Раскодируй путь"

(На полу лежит конверт с заданием)

Психолог: Ребята, посмотрите, конверт с заданием. Давайте посмотрим, какое задание нам нужно выполнить.

"Это волшебный код. Если вы его выполните, то - встреча с учителем близко. Помните, нужно повторить все цифры, кроме "5" и "1".

Если услышите цифру "5", то хлопните в ладоши; а если цифру "1", то топните ногой.

Психолог: Ребята, что нужно сделать?

(Дети повторяют правила и выполняют задание ).

6 задание Релаксация "Подарим друг другу улыбки".

Ребята, мы проделали сложный путь, давайте немного отдохнём.

(Дети садятся на стульчики, слышна музыка)

Психолог: Сядьте удобнее. Глаза закрыты. 3 раза вдох, выдох. Твое дыхание становится ровным, спокойным. Приятное тепло разливается волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким и парящим, как воздушный шарик. Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную страну. Это страна твоих чувств.

Посмотри, вот дом радости. Загляни в окно. Ты видишь за стеклом все лучшее, что когда-то происходило с тобой. Вспомни, какую радость ты испытывал в то время, как тепло заполняло всего тебя. На твоих губах появляется улыбка.

Продолжаем путешествие. Взгляни, а здесь в тени спрятался маленький серый домик. Солнечные лучи не заглядывают сюда. Это дом грусти. Здесь живут все неприятности, что встречались тебе. Вспомни, что за случай может здесь жить, вспомни, что ты в то время чувствовал. А куда же делась ваша улыбка? Посмотрите на это воспоминание с улыбкой. Вот и солнечный лучик заглянул в дом. Неприятность уже меньше, от нее почти ничего не осталось. Улыбайтесь!

А сейчас мы возвращаемся. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка. Ведь рядом только близкие, знакомые люди, рядом друзья.

А теперь вспомните, что вы чувствовали в домике грусти сначала?.. А что почувствовали потом, улыбнувшись?..

Можно ли грустить, когда улыбаешься? Улыбка может помочь справиться с плохим настроением!

(Когда беседа окончена, звучит торжественная музыка и заходит учитель).

IV. Встреча с Учителем.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

(Дети здороваются).

Психолог: Ребята, это Альбина Сабитовна.

Учитель: Как же вы попали сюда? Я ждала вас в сентябре.

Психолог: Альбина Сабитовна, ребята проделали сложный путь, выполняли сложные задания, чтобы ненадолго заглянуть в будущее, в школьную жизнь.

Учитель: Ну что же я рада вас видеть. И учителя других школ готовятся к встрече со своими первоклассниками. Они тоже хотят знать, какие вы, что умеете, чему хотите научиться и многое другое.

Психолог: Ребята изготовили для вас необычные цветы о себе, чтобы вы больше о них узнали.

(Дети дарят цветы учителю. Учитель принимает цветы, благодарит детей и предлагает поиграть в игру).

Игра с учителем "Урок - перемена"

  • По команде учителя "Урок!" - дети садятся на стульчики,
  • По команде "Перемена!" - начинают бегать по комнате и т.п.

Учитель: В школе мы будем и учиться, и отдыхать, и дружить. И вместе отмечать праздники. Мы вместе с вами будем - классом. Будем гордо нести это звание. Понравилось вам путешествие? Оно не окончено, оно будет продолжаться, ведь в стране Знаний много ещё неизведанных уголков. Но уже сегодня вы показали, что вы смелые, не боитесь трудностей, старательные, дружные и внимательные. Я тоже хочу каждому из вас подарить подарок - вот эту книгу. Я желаю вам доброго пути. Пусть дорога ваша будет такой же яркой и прекрасной.

(Учитель дарит каждому ученику книгу и прощается до сентября).

Завершение.

("Горит свеча") Обмен впечатлениями.

Список литературы.

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис, 1999.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000, с. 106.
  3. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2004.