Занятие по экологическому воспитанию "Весенние чудеса"


Цели занятия:

Методы и приемы:

1. Элементы психогимнастики.
2. Рассматривание.
3. Вопросы к детям.
4. Моделирование.
5. Проблемная ситуация.
6. Приемы фантазирования.
7. Элементы здоровьесберегающих технологий.

Предварительная работа.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, опыты со снегом, наблюдение и уход за рыбками в аквариуме; вывешивание кормушки для птиц, Наблюдения за птицами; экспериментирование и игры с водой.

Оборудование: ваза с ветками, воротнички – “лучики”, поднос со снегом, грелка, емкости с водой, бумажные кораблики, птица-игрушка, дидактическая играКто во что одет”, панно, клей, салфетки, кисточки, ножницы, цветная бумага, скворечник.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, а с солнышком мы сегодня здоровались? Подойдем к окошку, поздороваемся с солнышком.

Встань, как только солнце встанет (руки поднимаем вверх)
И тихонечко к окошку руку-луч к тебе протянет (руки вперед)
Ты подставь свою ладошку,
Пусть все-все тебя увидят
И умытым, и обутым (показываем лицо, ноги),
Все прибрав, мы улыбнемся,
Скажем дружно: “С добрым утром!”
Дети, а какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Воспитатель: А какое солнышко весной?

Дети: Горячее, желтое, теплое, ясное, светлое…

Воспитатель: Да, весной солнышко своими светлыми, теплыми лучиками согревает землю, и природа просыпается, просыпаются деревья, начинает расти травка. Много у солнышка работы! А вы хотите стать солнечными лучиками, чтобы трудиться вместе с солнышком?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Тогда надевайте солнечные воротнички. (Дети надевают воротнички).

Вот какие получились лучики, маленькие солнышки! Принимаемся за работу! (Беру вазу с веточками). Что это, маленькое деревце?

Дети: Это веточки.

Воспитатель: А на веточках, что за маленькие домики?

Дети: Листья и почки.

Воспитатель: Вот этот лист уже проснулся, а здесь еще спит (показываю на почки). Давайте их разбудим. Постучимся в домик и скажем: Тук-тук, просыпайтесь,

Весна пришла,
Тепло принесла.

– Давайте понюхаем листья и почки. Чем пахнет?

Дети: Весной пахнет.

Воспитатель: Вот и разбудили лучики деревья, спасибо вам, лучики! А мы дальше пойдем, много еще у нас работы. Может быть, снег, где остался, растопить надо? Дети, поищем снег. (Дети ищут снег, находят поднос со снегом).

Воспитатель: Ого, какой сугроб! Принимаемся за работу! Греют, греют лучики, что происходит? (Дети подносят ладони к снегу, как бы “колдуют”, под снегом находится грелка с горячей водой, которую дети не видят, снег тает).

Дети: Снег тает, в воду превращается!

Воспитатель: Какие лучики у солнышка?

Дети: Горячие.

Воспитатель: А снег, какой, потрогайте! (Дети исследуют снег).

Дети: Холодный. (Включается грамзапись “Ручейки”).

Воспитатель: Что за шум?

Дети: Вода шумит, ручейки!

Воспитатель: Солнце яркое светило, и снежок весь растопило. Растаял снег, превратился в лужи, ручейки. Хотите играть, кораблики пускать?

Дети: Хотим!

(Подходим к столу, на котором стоят тазы с водой, бумажные кораблики. Дети берут кораблики, пускают их в воду).

Воспитатель: Из чего сделаны кораблики?

Дети: Из бумаги,

Воспитатель: Тонут или нет?

Дети: Не тонут, они легкие.

Воспитатель: Плывут кораблики, а ветерок их подгоняет. Вдруг сильный ветер подул. Набираем носом воздух, ртом выдыхаем. Вот какой ветер поднялся! (Обращается внимание детей на правильное дыхание).

Воспитатель: Что случилось, мой кораблик тонет! А ваши?

Дети: Кораблики намокли, стали тяжелые.

Воспитатель: Где же их высушить?

Дети: На подоконнике. Солнце ярко светит, высушит кораблики. (Выкладываем намокшие кораблики на подоконник).

(Появляется Буратино).

Буратино: Здравствуйте, скорей воды!

Воспитатель: Зачем тебе вода, Буратино?

Буратино: Я рыбку нашел, надо ее в воду опустить!

Дети: Это не рыбка, а птичка!

Буратино: Нет, смотрите, она мокрая, и глазки есть, и туловище, значит, это рыба!

Дети: У птички есть лапки, клювик, перышки, а у рыбки тело покрыто чешуей и нет лапок! Это – птица!

Буратино: Почему же она мокрая?

(Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Наверное, птица замерзла, промокла, ей нужно высохнуть и обогреться. Поможем ей?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: А мы, пока птица греется на солнце, поиграем с Буратино в игру “Кто во что одет”, и научим его отличать рыбок от птиц.

(Детям показывают два домика, на одном нарисовано перышко, на другом – чешуя. Предлагается из набора картинок (рыбы, птицы) взять одну и по отличительным признакам определить, в каком домике живет, кто это, птица или рыба, объяснить свой выбор.)

Буратино благодарит детей.

Буратино: Какие вы умные! Спасибо! Теперь я умею различать птичек и рыбок.

(Буратино уходит.)

Включается грамзапись “Птичьи голоса”.

Воспитатель: Что это за шум?

Дети: Это птицы поют.

Воспитатель: Это птички-синички свою подружку потеряли. Отнесем ее в парк, поможем свой домик найти.

Подходим к панно, на котором нарисованы деревья и птицы.

Воспитатель: Смотрите, сколько птиц! Что это за птица с желтой грудкой?

Дети: Синица!

Воспитатель: А где же здесь ворона?

Рассматриваем и называем всех знакомых птиц (голуби, сорока, воробьи, дятел).

– Этих птиц мы видели зимой на кормушке, А скворцы, ласточки, грачи вернулись к нам из теплых краев. Где живут все эти птицы? Где их домики? Кто их делает?

Дети показывают на панно дупло, гнездо, скворечник, рассказывают, что гнездо и дупло делают сами птицы, а скворечники делают люди.

– Ребята, смотрите, птиц много. А домиков?

Дети: Домиков меньше, всем птицам не хватит.

Воспитатель: Хотите помочь птицам, подарить им новые домики – скворечники?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Принимаемся за работу!

(Наклеиваем заранее приготовленные силуэты скворечников, дополняем коллаж другими деталями – трава, гнезда, зернышки для птиц, цветы. Побуждаем детей к взаимопомощи.)

– Молодцы! Посмотрите, какую картину мы сделали все вместе! Послушайте, как радостно поют птицы! Они говорят вам спасибо!

Заходит плотник.

Плотник: Здравствуйте, ребята! Я не опоздал, вы еще не ушли на прогулку? Сделал скворечник, как вы просили. Вот он.

Дети: Спасибо.

Рассматриваем скворечник, на прогулке вывешиваем его.