Занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста


"Сохраним природу"

Программное содержание: развивать познавательную активность детей, творческие способности, личные качества, формировать мировоззрение ребёнка, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, возникающие противоречия разрешать; формировать навыки поисковой деятельности, самостоятельно находить. решение поставленной задачи, обосновывать свои выводы, делать умозаключения, умение достраивать образ; развивать фантазию, воображение, побуждать ребенка жить в мире с собой, с окружающими;. воспитывать интерес к изучению природы, окружающего мира, заботливость, доброту, отзывчивость.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! Давайте поговорим о природе. Вы не против? Что такое природа? Как вы думаете? На Какие две группы делится природа? (объяснить детям, Какая природа неживая, а Какая живая). Живая природа - животный и растительный мир. Где мы лучше всего можем столкнуться с природой? (добиться того, Чтобы дети назвали лес). Правильно, в лесу! Я думаю, Что лес нам не нужен, а вы Как думаете? Что он дает человеку? (выслушиваю ответы детей, соглашаюсь с их доказательствами).

Хорошо! Убедили. Правильно, лес нас кормит, поит, одевает, дает нам орудия труда, многие нужные вещи. Вы, наверное будете лесниками.

А хотите, мы с вами поиграем в.игру "Лесники". Кто такой лесник? (ответы детей выслушать молча, ничего не говоря, а затем прочитать стихотворение ).

ЛЕСНИЧИЙ

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Что бы новые леса
Поднимались в небеса
Их под звон и говор птичий
Охраняет друг лесничий.

Воспитатель: Приглашаю вас, дорогие лесники, на соревнования "Лучший лесничий". Наши соревнования скорее будут походить на бег с препятствиями. Вы знаете, что это такое? Бежишь, бежишь, а перед тобою барьер, его нужно перепрыгнуть, не задевая. А у нас барьеры будут для лесников - задания. Чтобы попасть к месту соревнования нужно пройти через лес.

Кроссворд-план (Приложение 1).

Вот перед вами план леса, а эти точки укажут путь. Это своего рода кроссворд, нужно его решить.

Вопросы-загадки:

Поднялись ворота, всему миру красота.
Приказало солнце: "Стой! Семицветный мост крутой".
(радуга)

С ветки на тропинку, с травки на былинку
Прыгает пружинка, зелёная спинка.
(кузнечик)

Под сосною у дорожки, кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы!
(гриб)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
(роса)

У родителей и деток,
Вся одежда из монеток.
(рыба)

Падают с ветки золотые монетки
(осенние листья)

Ай, не трогайте меня, обожгу и без огня.
(крапива)

Воспитатель: Вот из леса мы вышли, теперь вы лесники, а каждый лесничий должен хорошо знать лес, что там растет, кто живет, знать повадки зверей, чем они питаются, как живут и многое другое.

Условие: От барьера до барьера нужно будет идти походкой того зверя, о котором я вам· скажу.

1 барьер - задание: На полу лежат карточки-картинки с изображением веток деревьев или их части.

Воспитатель: Ребята! Вы должны взять карточку (только одну) и быстро назвать, с какого дерева упала ветка или часть какого дерева вы видите. Кто первый назовет правильно получит жетон.

Воспитатель: С первым этапом вы справились, впереди всех ...

Вот идет ко мне медведь, да как начал он реветь.

2 барьер - задание: Висят перед глазами детей на прищепках картинки с изображениями птиц (ласточка, щегол, воробей, синица, дятел, ворона, курица).

Задание:

1. Какая птица лишняя? (ответ первого оценивается жетоном),

2. Почему?

3. А каких птиц вы ещё видите?

4. Каких знаете птиц, которых нет на рисунках?

5. А у каких птиц больше всех названий?

Загадка:

1.

Бела как снег, черна как жук
Вертится, как бес, повернулась и лес.

2. Вещунья, белобока, а зовут её :.

Как можно по-другому назвать сороку? (белобока, стрекотуха, лесное радио, вещунья, воровка, вертихвостка, трещотка). За каждое название сороки вручить жетон.

А сейчас я вам предлагаю сесть по удобнее, я вам расскажу немного о сороках. Внутренний каркас своих гнезд сороки обычно строят из тонких березовых прутиков,· иногда из гнезда можно увидеть из одинаковых кусочков грубой лески. Обычно считается, что у сороки страсть ко всему блестящему, но при исследовании гнезда сорок этого не подтвердилось. Гнезда находятся у сорок на 2-3 метра от земли, в диаметре они около 0,5 метра, когда сделают каркас, они обмазывают его глиной. Когда глина высохнет, приносят сено, солому, разную мягкую подстилку. Сорока лучше всех птиц умеет отыскивать гнезда мелких птиц. И если кукушка ищет гнезда, то сорока, наоборот, стащит все яйца или птенцов. Сорока - плохой родитель. Когда птенцам сороки что-то угрожает, их воинственность исчезает. Сорока молча улетает и не старается защитить свой выводок. Питаются сороки всем, что попало под руку, даже мухоморами. Последнее время сороки приноровились питаться на помойках отходами с нашего стола, Увидите сороку, постойте, понаблюдайте за ней.

Воспитатель: Вот ко мне идет лисица, хвост свой бережно несет (дети изображают, как хвост несет).

3 барьер-задание.

Воспитатель: Посмотрите, какой зайчик сидит. Что-то пригорюнился. А знаете, какая с ним история произошла? Жил-был Зайка - Побегай-ка. Утром зайчик открыл дверь и вышел из домика. Посмотрел - посмотрел: волка негде нет, И зайчик побежал по лесу. Травка зелёная, солнышко яркое, красивые цветы, кивают зайцу в знак приветствия. Прыг-скок, .. И вдруг, из-за дерева волк. Да как зарычит:

- Заяц, я тебя съем !

- Не ешь меня волк!

- Сам прибежал, я тебя не искал. Разве я откажусь от своего завтрака?

- Волк! Волк! Не ешь меня! Послушай, там на полянке стоит большой, жирный барашек.

- Баран? Где баран?

- Там, волк, там - махнул заяц рукой куда-то в сторону. Только волк отвернулся ..., а заяц наутек. Только пятки засверкали.

Воспитатель: Вот какой зайчонок, А вы сможете найти дорогу к дому зайца?

Задание: Раздается лабиринт (изображен ДOM, заяц, лес). Нужно указать путь зайца к дому. (первому правильно указавшему путь, вручается жетон). Переход к 4 барьеру. Скок-скок, скок-поскок, прыгнул зайка на пенек.

4 Барьер.

Задание 1: Ребята, сейчас нам Даша покажет какого-то зверька, а вы подумайте и назовите его. (Даша изображает белку, дети отгадывают. Первому угадавшему - жетон).

Представьте, что перед вами настоящая белочка сидит и на вас глядит.

Возьмите ее на руки. Покажите руками, как белка прыгает. Погладим белку, какой у нее пушистый хвост о А теперь посадим ее на дерево. Что делает твоя белка, Саша? А твоя, Оля?

Задание 2: Перед детьми лежат хвосты, а дальше - хозяева этих хвостов. Нужно угадать, где, чей хвост.

Воспитатель: Ребята! Каких животных вы знаете, назовите одним словом (Дикие - лесные, домашние). Найдите хвост от какого животного у вас в руках (первому вручается жетон).

Воспитатель: Ну, вот мы и преодолели последний барьер, но есть еще возможность заработать один жетон. Давайте все вместе изобразим наш лес. Вот здесь на листе бумаги небольшая схема леса, каждый выберет себе один объект (одну схему и закончит, то есть дорисует). Дети работают, каждому у кого изображение получилось, вручаю жетон.

Hy а теперь, дорогие лесничие, мы с вами как самые надежные защитники леса, должны в лесу повесить знаки - правила. (Показываю знак - дети называют правило, укрепляю на рисунке, вручаю жетон тому, кто первый назовет правило).

1. Не рубите деревья.

2. Не топчите насекомых

3. Не рвите цветы.

4. Не разоряйте гнезда.

5. Не пинайте грибы.

6. Не разводите костры в лесу.

Молодцы, лесники! Хорошо знаете, лес, его обитателей, будете охранять лес.

Так кто же у нас самый лучший лесничий? Давайте посчитаем, сколько у вас жетонов (дети считают жетоны и говорят результат). А теперь самому лучшему леснику я подарю подарок.

"Прогулка в лес"

Программное содержание: продолжать знакомить детей с жизнью диких животных, с их повадками, способностью приспособляться к сезонным изменениям; учить выделять звуки в словах, развивать внимание, мышление, воображение, творческие способности. Продолжать работать по формированию экологического сознания у детей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня в группе я нашла вот это письмо. Давайте его прочитаем. "Здравствуйте, ребята! Вас приветствует ваш старый знакомый Старичок - Лесовичок. Вот уже весна ступила на порог, и я снова жду вас к себе в гости, в мое лесное царство".

Воспитатель: Ребята, вы бы хотели отправиться в лес? На улице весна, но в лесу еще много снега. А почему в лесу продолжается зима? Почему в тени снег тает медленно, а на солнечной стороне быстрее?

Опыт: Наблюдение за скоростью таяния снега

(одинаковое количество снега взять на ладонь и на деревянную поверхность; на руке снег тает быстрее под воздействием человеческого тепла).

Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте, что мы на узкой лесной тропинке, а вокруг еще лежит снег, где-то он почернел. Прислушайтесь, как шумит лес (включить музыку). Кого в лесу мы встретим? Давайте поговорим, как меняется жизнь диких животных с приходом весны.

Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любим морковку. Кто это?

Что происходит с зайцем весной? Когда заяц линяет? Что он делает, чтобы сбросить шерсть? Правду ли говорят, что заяц труслив? Когда рождаются зайчата? Много ли врагов у зайца? Почему заяц спит с открытыми глазами? Как заяц маскируется?

В лесу еще остался снег, посмотрите, сколько следов (Д/и "Чьи следы?").

Ребята, как вы думаете, почему нет следов медведя? Что делает медведь всю зиму?

Он всю зиму в шубе спит
Лапу бурую сосет,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной - медведь.

Когда медведь выйдет из берлоги? А когда у медведя появляются медвежата? Как медведица заботится о них? Почему этому зверю дали имя медведь? Почему медведя называют косолапым? Говорят, медведь сосет лапу зимой, а вы как думаете?

Воспитатель: Ребята, если вы разгадаете кроссворд, он поможет вам вспомнить еще животных, которые спят зимой (по картинкам или загадкам).

Зимой и летом одним цветом. (Елка)

Черен, да не ворон, рогат, да не бык
Шесть ног - без копыт, лежит - воет,
Сидит - землю роет. (Жук)

Правильно еж, когда просыпается еж? Как еж защищается от врагов. Кто не боится этого зверя? Когда появляются ежата? Сразу ли у них появляются иголки?

А вот еще загадка:

Пушистый хвост торчит с верхушки
Что за странная зверушка?
Щелкает орешки мелко,
Ну конечно, это : белка.

Почему белку называют "пушистый хвост, острые зубки?" Как помогает белки хвост? Сколько раз в году белка меняет свой наряд? В какую шубу наряжается белка весной? Почему о белке говорят, что она хорошая хозяйка? А у кого еще из лесных жителей рыжий хвост?

Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый - краса
А зовут ее - лиса.

Почему лису называют рыжей плутовкой? На кого она охотится? Как хвост помогает лисе убегать от охотников? (Д/и "Собери лису из геометрических фигур").

Я веселая лиса
Мне вцепилась в хвост оса
Я бедняжка так вертелась
Что на части разлетелась,
Помогите, помогите
Из кусков меня сложите.

Ну, а теперь мы с вами отправляемся дальше:

На пути у нас овраг.
Не пройти нам здесь никак.

Как вы думаете, какой зверь здесь может прятаться. Кто прячется по рвам и оврагам? Можно ли по следу на снегу определить, сколько пробежало волков? Почему? Для каких животных волки представляют опасность?

Проблемная ситуация: "Как преодолеть овраг?"

Появляется Лесовичок.

- Ну, ребята молодцы, порадовали меня! Сколько интересного вы знаете о многих лесных жителях. Вы, наверное, думали, что меня нет рядом, значит, я ничего видел? Вы ошибаетесь! Каждая веточка, каждая травинка - это мой дом, который укрывает и прячет меня от людских глаз, а я вижу все, все примечаю, кто ветку сломает, кто муравейник разрушит. А бывает еще хуже: разведут люди костер, намусорят, костер забудут потушить - жди беды. Ребята, а вы знаете, почему нельзя оставлять костер не затушенным? Что может произойти в лесу? Наступила весна, вы будете теперь частыми гостями леса. А знаете ли вы как надо вести себя в лесу? (Вспомнить правила поведения в лесу)

Воспитатель: А еще Лесовичок не любит, когда ссорятся обитатели леса. Вот какая история произошла в лесу (драматизация "Без друзей не проживешь" Д/в №6, 1993 г).

Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад, но чтобы попасть туда, надо найти нужную тропинку (Д/и "Лабиринт").

Приложение 2.