Занятие по формированию элементарных математических представлений "В гости к нам пришла снежинка"


Цель:

Задачи:

Оборудование и материалы: модель снежинки, карточки с изображением геометрических фигур, геометрические фигурки из картона, счетные палочки.

Предварительная работа: упражнения на освоение умения распознавать и группировать геометрические фигуры; игры “Времена года”, “Веселый календарь”; разучивание физкультминутки “На дворе мороз и ветер”.

Аннотация: представленное занятие поможет педагогам и родителям в работе по формированию элементарных математических представлений. Игры и упражнения, используемые в занятии, способствуют развитию у детей комбинаторных способностей, внимания, образного мышления. занятие проводится с детьми среднего дошкольного возраста.

План занятия.

Формы работы. Деятельность воспитателя. Деятельность детей. Методы и приемы.
1. Игра на внимание

Осень – зима”.

Заинтересовывает, объясняет правила игры, проводит игру. Слушают, выполняют действия согласно правилам игры. Словесно-игровой.
2. Загадка. Загадывает, предлагает отгадать. Отгадывают. Словесный.
3. Игра

“Геометрическое лото”.

Объясняет правила, следит за ходом игры. На карточки раскладывают фишки – фигурки так, чтобы они совпадали с нарисованными. Наглядно- практический.
4. Игра

“Встанем парами, тройками, четверками”.

Объясняет правила, следит за ходом игры. Под музыку свободно двигаются. По сигналу становятся парами, тройками, четверками. Словесно-игровой.
5. Игра – построение

“Подружки для снежинки”.

Объясняет задание, следит за выполнением. Из счетных палочек выстраивают снежинку из восьми лучей. Практический.

Ход занятия

 

Ведущий.Ребята, какое сейчас время года?

Дети.Время года – зима.

В. – Какой месяц?

Д. – Месяц– январь.

В. – Верно. Какое время года было перед зимой?

Д.Перед зимой была осень.

В. – Верно. Хотите поиграть? Если я скажу “Осень”, вы стоите на месте без движения.

Если скажу “Зима”, хлопайте в ладошки.

(Игра проводится 3–4 раза)

Д. – (выполняют игровые действия).

В. – Молодцы! Назовите зимние слова.

Д. – Снег, коньки, метель, и т.д.

В. – А чего во дворе много в январе?

Д. – В январе много снега.

В. – Сегодня в наше окно влетела снежинка. Но не простая, а волшебная. Куда она упала, я не заметила. Давайте ее вместе поищем!

Д. – (Под музыку ищут.)

В. – Вот снежинка– пушинка как спряталась! Ой, ребята, что-то написано.

“Я – веселая Снежинка!
Прилетела к вам, друзья.
Очень хочется узнать,
Вы любите играть?
Отгадайте-ка, ребятки, загадки!

1. “Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?” (Круг)

2. “Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам” (Треугольник)

3. “Он давно знаком со мной.
Каждый угол в нем – прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (Квадрат)

Д. – (Отвечают.)

В. – Круг, квадрат, треугольник – что это?

Д. – Это геометрические фигуры.

В. – Давайте покажем снежинке, как вы умеете играть с геометрическими фигурами.

Но сначала отдохнем. Встаньте врассыпную лицом ко мне.

Физкультминутка “На дворе мороз и ветер”.

“На дворе мороз и ветер.
Во дворе гуляют дети. (Маршируют.)

Мы погреемся немножко.
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем.
Вот как ручки мы погреем. (Ритмично хлопают в ладоши.)

Мы погреем наши ножки.
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем.
Вот как ножки мы погреем. (Ритмично топают ногами.)

Не страшны мороз и ветер!
Вот теперь танцуют дети.
Вот как греться мы умеем.
Танцевать вот так умеем! (Танцевальное движение “Пружинка”.)

В. – Отдохнули. Сядем за стол. Перед вами карточки. Что на них изображено?

Д. – На карточках изображены геометрические фигуры.

В. – Фигуры по цвету и форме одинаковые?

Д. – Фигуры разные.

В. – У вас есть фигурки из картона. Расположите на карточке фигурки так, чтобы они совпадали с нарисованными.

Д. – (Выполняют задание, воспитатель следит за выполнением задания.)

В. – Назови, в каком порядке расположены фигуры на твоей карточке?

Д. – (Называют.)

В. – “Полетаем” как снежинки? “Полетаем” под музыку, а когда музыка закончится, встать парами, тройками, четверками по моей команде.

Д. – (Выполняют игровые действия.)

В. – Молодцы, справились с заданием. Ребята, что-то наша снежинка заскучала. Давайте из цветных палочек построим для нее снежинок– подружек. Из чего состоит снежинка?

Д. – Снежинка состоит из лучей.

В. – Сколько у вас у каждого палочек?

Д. – У каждого по восемь палочек.

В. – Одна палочка это один луч. Сколько лучей будет у снежинки?

Д. – У снежинки будет восемь лучей.

В. – Приступайте к выполнению задания. Следите за расстоянием между лучами. Оно должно быть одинаковым.

Д. – (Выполняют задание.)

В. – Молодцы! Все справились с заданием. Сколько красивых снежинок получилось!

Наша снежинка улыбается. Думаю, она всем своим подружкам обязательно расскажет, какие в нашей группе замечательные ребята!