Занятие по сенсорно-познавательному развитию в 1-й младшей группе по теме "Чудеса на весенней поляне"


Программное содержание:

Предварительная работа: сенсорные игры: «Разноцветные стекляшки», «Соберем букет», «Укрась Манин сарафан», «Собери шишки для мишки». Фольклорные занятия: «Колобок прибегал, ребятам сказку рассказал», «Ежик, еж, где ты живешь?». Игры-упражнения:  «Прятки», « Угадай-ка», «Наш веселый друг-круг», «Найди пару». Чтение стихов, потешек  о животных.

Материал: Игрушки: 3 медведя, лиса, зайчик, ежики. Грамзаписи: « Звуки природы», «Разноцветные стекляшки», «Бабочка». Емкости с фасолью, цветофильтры, корзинка с разноцветными клубками, прищепки, дорожка из теста, камушки, цветы, крылышки бабочек по количеству детей, декорация весенней полянки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель:

Тра-та-та, тра-та-та, по лесу пошла молва:
Нынче солнце золотое в небе водит хоровод
На весеннюю поляну малых детушек зовет!
Я хочу пригласить на весеннюю поляну детей:
Тех, кто носит  красное платье и желтый сарафанчик.
У кого есть синий жилетик или хотя бы зеленый беретик.
Друг за Другом нужно встать да в путь-дорожку пошагать!

(Дети по очереди выходят, чья одежда соответствует)

Воспитатель: Вы хотите пойти на лесную поляну? Тогда приготовьтесь в путь.

Зашагали ножки топ-топ-топ, прямо по дорожке топ-топ-топ.
Ну-ка веселее топ-топ-топ, вот как мы умеем топ-топ-топ.
Побежали ножки прямо по дорожке топ-топ-топ
Побежали, побежали только пятки засверкали! (Подходят к лесу)

Вот и лес.  Он полон сказок и чудес. Кто в лесу живет? (Ответы детей)

Мы шли по лесу неспеша
И увидели… ежа.
Ежик, Ежик, мы друзья,
Дай погладить нам тебя (ежики без иголок, дети их гладят).

– Ежики колючие? Почему? У них осыпались иголки.

Ежики, ежики по лесу бредут,
Свои иголки ищут – никак их не найдут.

– Давайте найдем ежикам иголки и прищепнем их.

Игра «Надень колючки на ежа»

Дети собирают «иголки-прищепки» и прищипывают их ежикам. Цвет ежика соответствует  цвету прищепки.

Воспитатель: Какие ежики стали колючие.

Что ж ты, еж такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи.

– Ну, а нам, детвора, в путь-дорожку пора. Кто это притаился под кустом с длинным   рыженьким  хвостом?  (Достает игрушку лису, в лапах у нее корзинка).

Вот лисичка идет и корзиночку несет.
Села тихо в уголочке, вяжет деточкам носочки.
Посидела, повязала и клубочки растеряла.
«Как же мне вязать носочки?
Где же, где мои клубочки?»
Тут ребята прибежали и клубочки отыскали.

– Поможем найти лисичке клубочки.

Упражнение на тактильное ощущение «Найди клубок»

Дети подходят к емкостям с фасолью, горохом и руками ищут клубочки.

Воспитатель: Какой у Димы клубок? (Маленький).

А у меня клубок большой, полюбуйся он какой!
У ребяток – маленький, маленький-удаленький,
Спрятался в ладошку и не видно крошку (дети прячут в ладошку, а затем кладут в корзинку лисе).

– Помогли лисичке, за это она с вами поиграет.

Игра «Клубочки»

Дети собирают рассыпанные  клубочки в корзинку лисе, стараются назвать  цвет клубочка.

Воспитатель: А куда же нам идти дальше? Ведь впереди ручеек. Путь его далек. Как же нам пройти, воду обойти? А я знаю,  кто нам поможет.
Кто это там выглядывает из-под кустика? Чьи-то глазки, чей-то хвостик, чьи-то ушки там торчат.Кто там смотрит из-под елки на меня и на ребят? Это наш старый друг зайка-попрыгайка (показ зайки с ведерком камушков). У зайчика в ведерке камушки. Какие они? (Большие, маленькие.)
Давайте поможем зайке построить мостик, а он нам укажет дорогу (высыпает).

В руки камушки мы взяли и друг о друга постучали,
Наши камушки стучат, не разбить  их нам никак.

Выкладывание камушками мостика

На дорожку из теста дети вдавливают камушки.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, зайка хочет вас поблагодарить и что-то вам сказать. («говорящий» зайка: «я люблю тебя»). Попрощаемся с зайкой и перейдем ручеек по  мостику, который выложили. Мы по мостику идем, в ручеек не упадем! (Дети проходят по мостику.)  Слышите, кто-то рычит (звучит грамзапись «Я бурый мишка плюшевый»). Да это же три медведя, подойдем поближе.

Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой
Мама с ним поменьше ростом,
А мишутка – крошка.
Просто очень маленький он был,
С погремушкою ходил.

– Посмотрите, они сели обедать. Тарелочки все одинакового цвета-белые. Чтобы они стали нарядными, давайте мы их «покрасим» цветными стеклышками.

Работа с цветофильтрами

Дети берут цветофильтры и накрывают тарелочки. Они становятся  цветными.

– Украсили тарелочки медведям, они вас благодарят и  дарят цветные стеклышки, чтобы вы с ними потанцевали.

Танец «Разноцветная игра» (с цветофильтрами)

Воспитатель: Вот мы и дошли до поляны. Здесь наступила настоящая весна (показ цветов, бабочек, птичек, солнышка). Послушайте, что весна принесла, послушайте, а потом расскажете, что вы услышали.

Запись «Звуки природы» (шум дождя, журчание ручья, птичьи голоса, стук дятла, гром).

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые цветы расцвели на поляне, вдохните их аромат, полюбуйтесь ими, и становитесь в кружок.

Игра « Цветы»

На лужайке поутру мы затеяли игру.
– Ты ромашка, я вьюнок, становитесь в наш кружок.
Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире.
Выйди, Ира, в кружок, возьми  красный цветок! (Желтый, зеленый, синий).

Воспитатель: Кого вы еще видите на поляне? (Бабочки летают)

На поляне, на поляне бабочки летают,
Друг за другом летят и не обгоняют,
У цветочков кружат, крылышки мелькают,
Кружатся бабочки, у цветов порхают (дети подходят к бабочкам определенного цвета).

– Сейчас я волшебной палочкой взмахну и в бабочек вас превращу (надевают детям крылья бабочек).

Танец «Бабочки» муз. М. Картушиной.

– Побывали на весенней полянке, пора домой возвращаться.

Мы гуляли, мы гуляли и немножечко устали.
Посмотрели на часы – в группу нам пора идти!

Под музыку дети уходят в группу.