Занятие по развитию элементарных математических представлений в подготовительной коррекционной группе "В стране математических загадок"


Цель: Закрепить знания об изученных числах и цифрах.

Задачи:

Оборудование:

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня занятие необычное. У нас много гостей. Мы их приветствуем и желаем вместе с нами побывать в стране математических загадок.

– Вы готовитесь к школе, умеете считать, знаете цифры, учитесь думать и быть внимательными. Все это пригодится нам в стране математических загадок, а особенно потребуется смекалка.

– Итак, в путь! Но в загадочную математическую страну можно войти только по пропускным билетам. Вот они у меня. (Каждый ребенок получает свою карточку – “билет” с наложенными друг на друга цветными цифрами. По заданию учителя-дефектолога узнает и называет цифру заданного ему цвета). Каждый ребенок, назвавший свою цифру проходит сквозь обруч.

2. Основная часть

1. – Вот мы и вошли в загадочную математическую страну

Звучит музыкальная шкатулка.

Какая красивая шкатулка, давайте-ка ее откроем и посмотрим что внутри?

– Да это же цифры, они приглашают нас к себе в гости. (Загадки о цифрах). Выбери те цифру, которую вы определили и назвали по билетику. Только цифры потеряли свои домики, давайте им поможем и найдем то место, куда подходит ваша цифра. На столах картинки, посчитайте на них предметы и если количество предметов подходит для вашей цифры, то займите это место. Цифрам “холодно” в таких домиках, потомучто не хватает еще одной картинки. Эти картинки у меня. Я буду вам показывать по-одной. Если вашей цифре подходит картинка, то поднимите руку. Итак, все домики достроены правильно, потомучто вы хорошо считали. (Цифровые картинки убираются на поднос).

2. Неожиданная игровая ситуация: появляется кукла Маша, которая просит помощи: у детей. (Злая “двойка” увела с собой ее друга, собаку Шарика и спрятала его).

– “Кто найти мне Шарика поможет? Он вернуться сам домой не сможет”.

Дети: “Мы найдем, нам друга очень жалко, пусть поможет в этом нам смекалка”.

Учитель-дефектолог: “Ребята, я сейчас посмотрю в бинокль, может увижу куда “двойка” увела щенка”?

– Вижу, вижу избушку, наверное, в ней она и спрятала Шарика.

– Только к избушке никак не добраться, всю дорогу перемело.

– Но ведь у нас есть “числовые кирпичи”, из которых мы и построим дорогу. Дети выкладывают числовую дорогу к избушке, дефектолог преднамеренно допускает ошибки: 1 2 4 3 6 5 7

– Правильно ли построена дорога?

– Исправим ошибки. Еще раз вспомним соседей числа 5, числа 3.

Детям раздаются цифровые лопаточки, и они становятся рядом со своим кирпичиком.
Предлагаются устные задания на ориентировку и количественные отношения в числовом ряду:

– Поднимите числовую лопаточку, если ваше число меньше чем 5, больше чем 3. Если ваше число на 1 > 3х, на 1 < 7. и т.п.

Дети проходят по числовой дорожке по-одному, считая в прямом порядке. Хором называют обратный порядок, чтобы запомнить обратную дорогу.

– Увы, в избушке Шарика нет, а двойку пешком нам не догнать, нужен транспорт.

3. Упражнение “Графический диктант”.

– Какой транспорт может передвигаться по городу?

Сейчас мы выполним задание в тетрадях и у нас появится транспорт, на котором мы продолжим поиски щенка. (Посадка при письме, напоминание ориентировок “слева-справа”).

– Откройте тетради, поставьте карандаш на красную точку и рисуйте в том направлении, которое я укажу: 1 клетка вправо, 1 верх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 5 влево, 1 вверх. Итак, у нас есть автомобили, но они не поедут, если их не заправить бензином Д/И “Заправка автомобилей”.

4. (Детям раздаются “канистры” и измерительные полоски красного цвета по 7 штук).

– На канистре цифрой обозначено, сколько литров бензина надо залить. Скажите сколько?

– У каждого из вас уже есть бензин в канистре, и он отмечен зелеными полосками. Сосчитайте эти полоски и выберите нужную цифру.

– А теперь подумайте сколько еще литров вам нужно добавить до 7. Отсчитайте и положите на канистру столько красных полосок.

– Сколько добавили, обозначьте цифрой.

– А теперь составьте пример, который покажет, как вы получили число 7.

(Предварительно учитель-дефектолог выполняет свое задание – образец на доске). Итак, заправляя машины, мы повторили состав числа 7. Теперь можно отправляться в путь.
Дети встают с мест имитируют заправку и управление машиной. Передвигаясь по кабинету, делают остановку возле дома № 2. появляется злая двойка и просит отгадать загадки и решить задачу, иначе Шарика она не отдаст. (Загадываются загадки о геометрических фигурах).

5. Задача: В прозрачном мешочке лежит 1 яблоко и 2 конфеты. Нужно сосчитать, сколько всего яблок и конфет в 3х непрозрачных мешочках, если в каждом из них столько же, сколько в прозрачном.

(Детям предлагаются счетные палочки 2х цветов, с помощью которых задачу можно решить).

Двойка отдает щенка детям и все идут на “День рождения” к Маше.

Подвижное игровое упражнение “Дни недели”: дети хором повторяют стихотворение “В понедельник я стирала, пол во вторник подметала, в среду я пекла калач, весь четверг искала мяч, чашки в пятницу помыла, а в субботу торт пекла, всех друзей я в воскресенье позвала на День рождения”!

По опорным картинкам – символам дети становятся рядом с цветным кругом – моделью определенного дня и инсценируют стихотворение.

3. Итог занятия

  1. Мы на занятии сделали доброе дело для Маши – помогли ей найти Шарика, а нам в этом помогла смекалка и математические знания.
  2. Стимулирование деятельности.