Архетипические образы животных в игровой терапии с детьми дошкольного возраста


Издавна житейский опыт передавался через образные истории. При изучении народных сказок прежде всего следует составить представление о людях, в воображении которых возникли эти сказки. В подавляющем большинстве они были близки к природе. Сказочные истории не сочиняли, задавшись определенным намерением; напротив, они создавались спонтанно и постепенно приобретали современную форму благодаря многочисленным пересказам, поэтому их темы универсальны, а сказочный язык насыщен символическими образами.

В своей книге "Мать. Архетипический образ в волшебной сказке" Сибилл Биркхойзер-Оэри [2] пишет о том, что сказка - это не продукт фантазии одного конкретного человека, а результат коллективного творчества многих людей, возможно, целого народа. Иначе говоря, она связана с проблемами не одного человека, а значит, более универсальна по своему содержанию.

Все сказочные персонажи: феи, драконы, ведьмы и гномы - это архетипические образы, существующие в самых глубинных слоях психики. Независимо от того, осознаем мы это или нет, они воздействуют на нас, так как являются психологической реальностью.

Один из древнейших видов русских сказок - сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны и наиболее доступны детям дошкольного возраста своей яркостью и эмоциональной привлекательностью.

В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.

Известно, что наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали историю, из которой становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.

В разнообразных сказках о животных часто встречаются наиболее популярные животные, например яркие образы лисы и волка. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой ("Лиса крадет рыбу из саней"); обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот, петух и Лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и Лиса"). Во всех сказках Она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят ("Волк и коза"), собирается разорвать овцу ("Овца, лиса и волк"), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста ("Лиса и волк").

Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют "всем пригнетыш". Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем ("Мужик и медведь").

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у "крупных" животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.

Часто в повседневной жизни наблюдая за поведением ребенка родители сравнивают его с каким то образом животного: идет напролом как медведь, у него заячья душа, используя в своих сравнениях сформированные архетипические образы. На занятиях, в играх дети дошкольного возраста также часто пользуются образными движениями животных, как наиболее привлекательными и доступными, поэтому задачей нашего исследования стало изучение влияния и эффективность применения образов животных в психологической коррекции детского поведения.

С 2003 года в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Мытищинский" успешно реализуется программа "Игротерапия развития" (автор Т.В. Смирнова)[4] целью которой, является оптимизация личностного развития старших дошкольников в свете подготовки их к школьному обучению. Формы и методы ориентированы на максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и особенностей его семьи.

В этой программе для обогащения эмоционального опыта детей и формирования возможности быстрого переключения от одного эмоционального состояния к другому мы используем разные психогимнастические этюды с образами животных. Сначала знакомство с разными персонажами происходит в небольших играх миниатюрах. Например, для детей с повышенной тревожностью актуальны игры с заячьей тематикой:

В лесу недолго до беды,
Но заяц не простак
Умей запутывать следы,
Вот так, вот так, вот так.
Туда сюда петляет след,
Вперед, назад и вбок.
Где заяц был,
Там зайца нет
Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.
У зайца робкая душа,
И осторожный ум,
Но вот морковка хороша
Хрум-хрум, хрум-хрум, хрум-хрум.
Но в цирке, где всегда народ
Он забывает страх.
И в барабан отважно бьет
Бабах, бабах, бабах.
изображение ёлки руками, грозим пальцем
образное изображение зайца
боковые прыжки, на месте

ногой рисуем восьмерку
прыжки соответственно тексту

 

трясется, показывает страх
чешет за ухом
показ веселого зайца
ест морковку
протягиваем руки вперед соединяя с другими
демонстрация смелости
разбегаемся, салки по спине

В данной игре используются передача разного настроения: трусости, веселья, страха, смелости. Быстрая смена разных эмоций помогает детям активно переключаться в разные состояния. В этом игровом цикле состоящим из 8-9 игр используется изготовление "Варежки зайца" для постановки и сочинения театрализованных сценок (например из книги Хухлаевой О.В, [3] сказка "Верь в себя"). Приложение 1. Эффективность данного цикла неоднократно подтверждалась наблюдением за тревожными детьми, которые в течении занятий почти не разговаривали, вели себя очень скованно, мало контактировали со сверстниками. В данном игровом сюжете они легко входили в роль, их активность и желание взаимодействовать резко изменялась, а также появлялась громкая речь. Это состояние закреплялось через другие образы (волка, медведя) и изменение поведения отмечалось на других занятиях разными специалистами.

Для изучения наиболее значимых образов детей мы предлагаем ролевую игру "Теремок", где каждый ребенок изображает то животное, которое ему наиболее близко, этот выбор не ограничивается только персонажами данной сказки. Дети тревожные чаще всего выбирают образы зайца, мышки, мухи. Дети с демонстративным поведением образы лягушки, волка, лисы. Дети с агрессивными чертами поведения становятся петухом, львом и т.д. Эта игра кроме большого диагностического материала дает возможность выразить и осознать те чувства и эмоции, которые у детей прячутся глубоко внутри. А также это разрешенный способ показывать свое настроение и переживания через игровое взаимодействие. Психологу важно отслеживать разнообразные телесные проявления ребенка, на сколько ему получается вжиться в роль, раскрепоститься, почувствовать свободу в движениях, эмоциях. И в зависимости от данных наблюдений выстаивать дальнейшую коррекционную работу.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт социального поведения, умение находить приемлемый выход из игровой ситуации в соответствии с социальными нормами. Такое значительное влияние на дошкольников оказывает использование как положительных, так и отрицательных образов, в коррекции поведения.

Это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю или действует в заданных обстоятельствах, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Такие игры способствуют интенсивному развитию социально-личностных отношений между детьми, способности управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, снимает эмоциональное напряжение. Поэтому игры с опорой на разные образы необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей. Овладение навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня их социальной адаптации. В процессе создания и реализации игрового замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации, но особенно эффективно в коррекционно-развивающем процессе используются игры связанные с образом животных.

Список использованной литературы.

  1. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. М: Высшая школа, 1989.
  2. Сибилл Биркхойзер-Оэри. Мать. Архетипический образ в волшебной сказке.  М: Когито-Центр, 2010.
  3. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинки к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. М.:Генезис, 2004
  4. Плотникова Т.В. Игротерапия развития. Авторская образовательная программа.  М.: МГДТДиЮ, 2000
  5. Смирнова Т.В. Варежкин театр, или Игротерапия в бумажном кульке./ Дошкольное образование. № 17, 2009.