Занятие по развитию речи и художественной литературе во 2-й младшей группе. Тема: "Расскажем сказку по-новому"


Программное содержание:

Материал:

Текст сказки "Колобок"; условные заместители персонажей сказки: кружки разной величины и цвета, вырезанный из бумаги домик; ёлочка, диапроектор и экран (картинки: жёлтый кружок, солнышко, одуванчик, воздушный шар, цыплёнок, сказочный персонаж-Колобок, весёлый Колобок, условные заместители - кружки на экране).

Предварительная работа:

Чтение сказки "Колобок", беседа по содержанию сказки, рассматривание иллюстраций, проговаривание с детьми песенки Колобка, игры в театр (настольный и кукольный) по сказке, рисование и лепка на тему "Колобок и его друзья", словесная игра "Какой :? Какая :?" (подбор определений к предложенным словам).

Воспитатель: К нам гости пришли. Давайте научим их здороваться интересно, так как мы умеем.

Исходное положение: пальцы сомкнуты, чуть растопырены, ладони соединены.

Доброе утро, здравствуй, Иван!
Доброе утро, здравствуй, Степан!
Доброе утро, здравствуй, Сергей!
Доброе утро, здравствуй, Матвей!
Доброе утро, здравствуй, Танюшка!
Доброе утро, здравствуйте, все!
Доброе утро, здравствуйте, гости!
Перекрещивают справа налево большие пальцы.
Перекрещивают указательные пальцы.
Перекрещивают средние пальцы.
Перекрещивают безымянные пальцы.
Перекрещивают мизинцы.
Перекрещивают все пальцы и возвращают их в исходное положение.
Повернуться к гостям и поприветствовать их поклоном головы.

Воспитатель: Ребята! Вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?

"Сказка, сказка появись!" (на экране кружок жёлтого цвета). Ой, что это? Ну Хотите, чтобы к нам сказка пришла? Надо её позвать, повторяйте за мной: -ка, подумайте каждый, на что этот кружок похож?

- А кружок предлагает свои ответы. Посмотрим? (на экране: солнышко, шар, мяч, цыплёнок, одуванчик, блюдце, блинчик, фара от машины, колобок)

(на экране изображение колобка показывается последним)

- Кто это? Какой Колобок, расскажите? Из какой он сказки? (ответы детей).

- Помогите мне, пожалуйста, рассказать сказку. Но сказку расскажем с помощью подсказки.

Вот она (Воспитатель обращает внимание детей на экран, где появляются кружки - заместители, и на тарелочки с кружками из бумаги разного цвета и величины).

Кого встретил Колобок, когда покатился по дорожке? (зайчика, волка, медведя и лису) При этом воспитатель задаёт детям вопросы: Каким кружком обозначим зайчика? (серым, маленьким) Почему маленьким, серым? Зайчик, какой? (маленький, серенький, пушистый, :и т.д.)

- А я вижу большой, серый кружок. Кого мы обозначим им? Какой волк? (ответы детей) Каким кружком обозначим лису? А это кто у нас будет? (воспитатель показывает коричневый кружок) Кого обозначим жёлтым кружком? (ответы детей)

- Где жили старик со старухой? (воспитатель показывает вырезанный из бумаги силуэт домика после ответа детей, помещая его на фланелеграф, дети аналогично размещают домик на своём игровом поле)

- Где живут звери? (в лесу) Какой подсказкой мы обозначим лес? (ёлочкой) Хорошо, это будет лес (воспитатель берёт вырезанную из бумаги ёлочку и помещает её на противоположную сторону игрового поля, дети тоже отмечают место леса ёлочкой)

- Итак, жили - были старик со старухой. Однажды испекла старуха колобок и на окошко остудить положила. Надоело колобку лежать, он и покатился: с окна на лавку, с лавки на пол, прыг через порог, на двор, со двора за ворота. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц: (по ходу рассказывания дети показывают "подсказки" (кружки) -персонажей сказки)

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, заяц! Лучше послушай мою песенку: "Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл и от тебя, заяц, уйду!"

И покатился дальше. Катится, катится по лесной дорожке, а навстречу ему серый волк:

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Нет, не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою: "Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, я от зайца ушёл и от тебя, волк, уйду!"

И опять покатился колобок только волк его и видел. Катится, катится, а навстречу ему медведь.

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, мишка! Лучше я тебе песенку спою: " Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, я от зайца ушёл, я от волка ушёл и от тебя, медведь, уйду!"

Покатился колобок по тропинке и повстречал лису.

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, лиса! Послушай мою песенку: "Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, я от зайца ушёл, я от волка ушёл, от медведя ушёл, а от тебя, лиса, не хитро уйти!"

- Какая красивая песенка! Сядь ко мне на носок и спой песенку ещё разок.

Только прыгнул колобок лисе на носок, чтобы спеть ей свою песенку, как лиса его - "ам!" - и съела.

- Сказку рассказали, вижу сидеть устали.

В круг мы пойдём,
Немножко отдохнём.

Минутка отдыха:

По дорожке в лес идём, Идут друг за другом бодрым
В лес идём, в лес идём. шагом.
А потом бегом, бегом, Переходят на лёгкий бег.
Всё бегом, всё бегом.
По дорожке скок да скок, Скачут с ноги на ногу.
Скок да скок, скок да скок.
Вот и виден наш лесок, Смотрят вдаль, приложив одну ладонь ко лбу.
Виден наш лесок. Руки разводят в стороны.

- Ох, жалко колобка.

(на экране появляется колобок и говорит)

- Помогите придумать окончание сказки, чтобы лиса меня не съела.

(воспитатель и дети придумывают новое окончание сказки, например: спел колобок песенку лисе и покатился назад по дорожке к домику, где живут дедушка и бабушка, только лиса его и видела - колобок на экране улыбается)

- Ребята! Вам понравилась новая сказка? И мне понравилось, как вы сказку рассказали и помогли колобку домой вернуться. Молодцы! Есть подарок для вас у меня - это картинки - герои к сказке про колобка. Нашу игру в сказку вспоминайте, картинки карандашами украшайте.

Пояснительная записка

Предложенное мною мероприятие по разделу "ознакомление с художественной литературой и развитие речи" помогает воспитателю в работе с детьми второй младшей группы по закреплению знаний дошкольников произведений устного народного творчества.

Ребёнок проявляет интерес к новому виду деятельности - рассказывание сказки с помощью подсказки (кружки разного цвета и размера), активно включается в работу. А взаимодействие детей друг с другом, воспитателя с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества.

Этот вид деятельности может быть использован воспитателем как в ходе учебно - образовательной работы с детьми, как мероприятие по обобщению опыта работы для коллег, в работе с родителями - приглашение их, привлечение к совместной деятельности с ребёнком. Последнее успешно в плане пропаганды и интереса родителей по воспитанию и развитию их детей в детском саду.

В ходе непосредственно образовательной деятельности используется ИКТ - мультимедийная презентация Microsoft Office Power Point в качестве демонстрационного материала. Демонстрация слайдов происходит на доске через проектор. Слайды представляют собой предметные картинки, подсказка к рассказыванию сказки - условные заместители (кружки),голосовое предложение к детям сказочного персонажа - колобка. В качестве настроя на деятельность и активизацию познавательной деятельности детей, вначале на слайде появляется кружок желтого цвета и прелагает детям подумать на что он похож. После предложенных детских ответов показываются варианты кружка. При появлении на экране разных кружков взрослый привлекает детей к рассказыванию сказки , используя данную подсказку при рассказывании, обговаривая обозначение персонажей сказки и место действия(игровое поле). Зрительное восприятие материала способствует лучшему запоминанию и пониманию программного содержания. В конце непосредственно образовательной деятельности колобок просит помощи в придумывании нового окончания сказки. И дети охотно откликаются на его просьбу. Мультимедийная презентация Microsoft Office PowerPoint составлена с учетом норм Сан Пин, по длительности составляет 3-4 минуты.

Приложение