Занятие по развитию речи и обучению грамоте "В волшебной стране слов"


Обучающие задачи:

Развивающие задачи:

Воспитывающие задачи:

  • Воспитывать усидчивость, сдержанность, доброжелательность, интерес к обучению.

Материал: конверты с письмом, заданиями, план группы.

План занятия

  1. Чтение письма
  2. Путешествие по плану группы
  3. Игра «Задуманные слова»
  4. Игра «Придумай слово»
  5. Сложные слова
  6. Придумай предложение
  7. Игра «Путаница»
  8. Физ. минутка
  9. Работа за столами
  10. Соревнование команд
  11. Игра «Живые звуки»
  12. Игра « Назови наоборот»
  13. Ребусы
  14. Загадка

 

Ход занятия

1. Дети, в детский сад пришло письмо от следопытов из Волшебной Страны слов. Вот оно.

«Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной Страны Слов. Следопыты первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого посылаем вам план вашей группы. Если вы ответите на все задания по плану, в конце занятия вас ждет сюрприз».

2. (Показываю план группы)

С чего мы начнём выполнять задание?

Будем выполнять последовательно по стрелкам, которые ведут к цифрам, и начнём с первой цифры. (Дети находят задания по плану и отметке в плане).

3. Итак, первое задание.

Отгадайте задуманные слова, по начальным звукам заданных слов:

верба                                              шорты

ель                                                  кино

сон                                                 облако

нора                                               лоб

астра                                            ананас

Молодцы ребята!

4. Пойдём по стрелке дальше к цифре 2. Следующее задание; Это игра. Становитесь в круг. Нужно придумать слова с заданным звуком. (Воспитатель бросает мяч, каждому ребёнку называя звук).

Хорошо ребята!

5. Пойдем дальше по стрелке к цифре 3. Следующее задание, это задание – тайна. В русском языке есть слова, которые образуются из двух слов. Например: земля + трясти = землетрясение. А теперь вы образуйте слова:

пар + ход           (пароход)                            сам + летит              (самолёт)

лёд + колоть      (ледокол)                           кино + театр            (кинотеатр)

луна + ход          (луноход)                           фото + аппарат        (фотоаппарат)

звезда + летать   (звездолёт)                    вода + провод          (водопровод)

Молодцы ребята!

6. Продолжаем выполнять задания, дальше по стрелке цифра 4.

Итак, задание: Придумайте, пожалуйста, короткое предложение, затем длинное предложение и сосчитайте в них количество слов, и покажите количество слов цифрой. (Дети придумывают предложение, и количество слов определяют цифрой).

Хорошо ребята!

7. Продолжаем путешествие по нашей группе. Итак, следующее задание под номером 5.

А это игра, где перепутались местами буквы, если мы их расставим по местам, то узнаем, что нас ждёт в ближайшем будущем.

т а п а р     (парта)               к о л а ш        (школа)

Да ребята, именно это вас скоро ждёт.

8. Так не будем задерживаться, пойдём дальше по стрелке к цифре 6.

Следующее задание – это переменка. Давайте отдохнём. (Физ. минутка).

Отдохнули, а теперь с новыми силами продолжим наше путешествие.

9. Следующее задание под цифрой 7. (Работа за столами)

Нужно выложить при помощи знаков и букв слова по индивидуальным картинкам, определить количество слогов и поставить ударение. (Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и предлагает проверить друг у друга).

Молодцы ребята!

10. Вы все старались. А теперь следуем дальше, кто запомнил, какое у нас следующее задание, под каким номером – правильно 8.

А дальше у нас соревнование, по командам. И так команда слева – (название). Команда справа – (название).

Для первой команды сделать звуковой и буквенный анализ слова лиса, а для второй команды слова утка, определить количество звуков гласных, согласных; определить количество слогов и поставить ударение.

(Все дети работают за столами и по представителю от команды у доски, затем дети рассказывают о проделанном анализе слов).

11. А теперь поиграем в игру «Живые звуки». (Дети выстраивают слова, каждый ребёнок определённый звук).

Молодцы ребята!

12. Продолжаем наше путешествие к следующему заданию под номером 9.

Игра «Назови противоположное слово».

длинный – короткий

весёлый – грустный

толстый – тонкий

широкий – узкий

солнечный – пасмурный

тёплый – холодный

мягкий – твёрдый

лёгкий – тяжёлый

белый – чёрный

маленький – большой

Хорошо ребята!

13. Продолжаем дальше, а дальше у нас цифра 10.

А задание очень интересное, это ребусы. (Предлагаются детям ребусы).

Молодцы ребята!

И с этим заданием справились. Мы подходим к финишу, хорошие вы следопыты.

14. И последнее наше задание, если мы его отгадаем, то вы узнаете, что за сюрприз вас ждёт.

Нужно отгадать загадку: «Говорить – не говорит, слышать – не слышит, а всё нам объясняет». (Книга).

Правильно ребята – это книга, это и есть вам подарок, ведь книга это самый лучший подарок, она вас всему научит. У нас в группе много книг и они нам помогли многому научиться и многое узнать. А ещё следопыты вам прислали в подарок игру, когда вы устанете от занятий, вы можете поиграть в интересную игру.

Наше занятие окончено, вы справились со всеми заданиями и готовы к школе.

 

Занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну "Буквандию"»

Обучающие задачи:

  • Выявить знания детей о звуках и буквах.
  • Выявить умение детей выделять звуки в словах и их последовательность.
  • Продолжать формировать артикуляционное произношение звуков.
  • Находить местонахождение букв в алфавите, на панно, при рассказе, употребляя предлоги: между, около, над.
  • Уметь делить слова на слоги, определяя их количество и последовательность, читать слоги и слова.

Развивающие задачи:

  • Выявить познавательные интересы детей в окружающей среде.
  • Развивать речь, внимание, мышление, память.

Воспитывающие задачи:

  • Воспитывать организованность, сдержанность, усидчивость

Материал: Панно-домик с набором букв, книги «Букварь», фишки, счетные палочки

Схема занятия

  1. Вступительная беседа,
  2. Разминка для ума (игра «Самый умный»)
  3. Основная часть

    а) игра «Цепочка слов»
    б) игра «Кто, где живёт»
    в) игра « Раздели имя на слоги»
    г) чтение слогов и слов
    д) скороговорки
    ж) Физ. минутка

  4.  Заключительная часть
    Развитие мелкой моторики.

Ход занятия

1. Разминка для ума

Дети, вы любите  путешествовать? (ответ) А куда вы  хотели бы совершить путешествие? (ответ)

Мы сегодня совершим путешествие в страну «Буквандию».

А как вы думаете, кто там живёт? (буквы и звуки)

Правильно, молодцы!

В стране «Буквандии» живут не только буквы и звуки, там живут слова, игры в которые вы очень любите играть, сказки.

Наше путешествие мы начнём с игры «Самый умный ребёнок».

Каждому ребёнку будет задан вопрос, если вы ответите, то получите фишку в виде цветочка. А это значит, что вы готовы путешествовать.

И так начнём игру.

(перечень вопросов прилагается)

Молодцы, ребята! Вы самые умные дети.

2. Артикуляционная гимнастика

  • «Настроение»
  • «Дудочка»
  • «Лопаточка»

В стране «Буквандии» живут буквы и звуки. Скажите, а что такое звук?

(мы его слышим, произносим)

А что значит буква?

(мы её видим, пишем)

Хорошо, ребята!

А сейчас я узнаю, как вы слышите звуки.

Поиграем в игру «Цепочка слов».

Дети, услышав последний звук произнесённого слова, придумывают слово на этот звук. За правильный ответ получают поощрительную фишку.

Молодцы, ребята, у вас всех хороший слух, и звуки вы слышите хорошо.

А сейчас мы с вами поиграем с буквами, а то что-то они заскучали, а игра называется «Кто, где живёт». Сначала нужно очень быстро выстроить буквенный домик. Кто быстро справится с заданием, получает умик

Я начну, а вы продолжите. Нужно всем детям найти в буквенном домике ту букву, о которой будет рассказ, загадка или названо её местонахождение.

Пример: Покажите и назовите букву, которая находится между буквами, над определенной буквой или под названной буквой .

Дальше игру продолжают дети.

После игры поощрение детей за ведение игры и участие.

Наше путешествие продолжим игрой «Раздели имя на слоги».

Дети, нужно разделить своё имя на слоги и при помощи счётных палочек, определить количество слогов.

Ребята выполняют, а воспитатель проверяет и выслушивает ответ.

Пример: Ка-тя, Ю-ля, Ди-ма.

Молодцы, ребята!

Физ. минутка

3. А теперь давайте, почитаем, ведь мы в стране «Буквандии».

Внимание на доску, читаем по очереди по парам, вместе, (на доске перечень слов: дом, кот, весна, рыба, мяч, река, лото…)

Читать мы тоже научились.

А чтобы наша речь была правильной, и все звуки звучали правильно, вспомним скороговорки.

(дети рассказывают скороговорки на разные звуки)

Молодцы, дети!

4. Наши ручки заскучали, давайте поиграем с ними, (пальчиковую гимнастику проводят дети по желанию)

Вот и всё ребята, на сегодня наше путешествие окончено. Но мы очень часто будем заходить в страну «Буквандию»

Вопросы к игре «Самый умный»

      Дети, вопрос ко всем: »Какие сказки вы знаете?»

  1. Вечнозелёное дерево
  2. Из плодов, какого растения делают изюм
  3. Чем отличаются хищные животные от травоядных
  4. Кто был первым космонавтом
  5. Для чего нужен микроскоп
  6. Какие вы знаете океаны
  7. Кто любит лапу сосать
  8. Древнее животное огромных размеров
  9. У какого животного длинная шея
  10. Какое насекомое пьёт кровь у человека
  11. Чем пользуются при чтении люди с плохим зрением
  12. Какие животные обитают на Крайнем Севере
  13. Как называется дерево, на котором растут бананы
  14. Что ест жаба зимой
  15. Щука это птица или зверь
  16. Как называется город, в котором мы живём
  17. Как называется полуостров, на котором мы живём
  18. Что такое остров, полуостров
  19. Какой сегодня день недели
  20. Какое сейчас время года