Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Время. Часы – прибор, отсчитывающий время"


Цель: развитие временных отношений у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.

Задачи:

Материал: разнообразные часы (солнечные, восковые, водяные, механические (карманные, наручные, настенные), электронные, гиревые, кварцевые; иллюстрации с изображением масляных и водяных часов; карточки с цифрами от 1 до 12; песочные часы интервалом 1 минута, 4 кувшина с водой; пластиковые бутылки емкостью 1,5 литра; раздаточный материалигра “Режим дня”.

Методы и приемы:

План занятия:

I. Вводная часть

II. Основная часть

III.Заключительная часть.

Ход занятия

I. Вводная часть

Дети подходят к кабинету интеллектуального развития.

Педагог: Дети, в нашем детском саду открывается музей “Хочу все знать и измерять”. В нем находятся разнообразные предметы для измерения: длины, массы, давления, времени, температуры. Как вы думайте, что это за предметы?

Дети: Весы, линейки, часы, термометры и т.д.

Педагог. Мы попадем на выставку. А что это за выставка? Послушайте загадку и отгадайте:

Мы днем не спим,
Мы ночью не спим,
И днем и ночью
Стучим, стучим.

Дети. Это часы.

Дети проходят в кабинет, в котором оформлен мини-музей “Хочу все знать и измерять”.

II. Основная часть

Дети садятся на стулья, которые стоят полукругом.

Педагог. Для описания астрономических явлений нужно точно фиксировать моменты времени, которые происходят, а для этого необходимо уметь измерять время, используя специальный прибор – часы.
Дети, посмотрите на выставку часов. Чем похожи они между собой?

Дети. У часов есть цифры, стрелки.

Педагог. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и настоящее. Я расскажу вам историю появления часов.
Первыми часам, которые придумали люди - были солнечные часы (2 тысячи лет назад).

Показ макета часов.

– У них не было ни стрелок, ни циферблата. Это была большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень, и значит, скоро вечер.
Как вы думайте, удобны ли такие часы?

Дети. Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать.
И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду не определишь время.

Педагог. Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели масляные часы.

Показ иллюстрации масляных часов.

Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думайте, а удобны ли эти часы?

Дети. Нет. Часы могут упасть и возникнет пожар.

Педагог. В нашем музее есть восковые часы.

Показ восковых часов.

Педагог. Но эти часы работали только в помещении, где нет ветра.

Педагог. В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
Я предлагаю вам, сделать такие часы.

Объяснение педагога по изготовлению часов.

Для изготовления водяных часов нам потребуется пластиковая бутылка, предварительно разрезанная на две части. Пробка у бутылки с отверстием. Еще нам нужен маркер, песочные часы (1 минута) и кувшин с водой.

Дети разбиваются тройками и проходят к столам.

Практическая работа – изготовление водяных часов

Один ребенок наливает воду, другой следит за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.

Педагог. Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.

Педагог. Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло!”

Педагог. Похоже устроены и песочные часы, которые вы только что использовали.

Дети снова возвращаются в музей.

Педагог. Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?

Дети. Часовщик.

Педагог. Часовщик – это человек, который ремонтирует часы. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.
Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.

Рассказы детей о часах.

У нас дома есть часы, которые называются “будильник”. Без них мы всегда опаздывали в детский сад, потому что крепко спим
В нашей семьи есть часы, которые надевают на руку. Это наручные часы.
У нас дома есть часы. Только они без стрелок, там цифры мигают. Они называются “электронные”. Их не нужно заводить, надо только батарейки менять.
У моей мамы есть часы на цепочке, их надевают на шею, как кулон.
Я видел часы, в которых живет кукушка. Она каждый час кричит: “Ку-ку!”

Все эти часы дети находят и рассматривают в музее.

Педагог. Итак, мы узнали, что бывает много разных часов. А сейчас представим, как они работают.

Физкультминутка

Игра “Ходят стрелочки по кругу”

На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.

Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.)

Педагог. Пять часов! (Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12.)

Игра повторяется.
Дети проходят за столы.

III. Заключительная часть

Педагог. Послушайте стихотворение Валентина Берестова “Часы”.

Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать приятную весть?
Так что же случилось
Без четверти шесть?
Какая такая приятная весть?
А то, что я сам,
Понимаете, САМ
Умею часы узнавать по часам.
Ты прав. Так и есть,
Без пятнадцати шесть!
Спасибо тебе за приятную весть!

Педагог. Вы тоже умеете определять время по часам. Мы сейчас поиграем.

Развивающая игра “Режим дня”

У детей карты с нарисованными циферблатами часов и разрезанные картинки с режимными моментами. Каждый циферблат часов разного цвета. Картинки с изображением режимных моментов на обратной стороне тоже разного цвета.

Задание: составить режим дня.

Дети проверяют правильность выполнения самостоятельно (используется самоконтроль). Педагог предлагает перевернуть картинки с изображением режимных моментов на другую сторону. Педагог сообщает детям о том, что если цвет циферблата совпал с цветом картинки значит, они думали так же, как воспитатель. Но, мнение детей может отличаться от мнения педагога. Дети делают вывод.

Педагог. Вот и подошло наше путешествие в историю часов к концу.

IV. Итог занятия

Игра “Разбегалочки”.

Педагог. Раз, два, три встань по три.

Дети по команде педагога разбегаются тройками. Педагог раздает карточки с вопросами “ЧТО?”, “КАК?”, “ЗАЧЕМ?”
Дети вместе с педагогом подводят итог занятия.

Педагог. Я предлагаю вам на прогулке вместе с воспитателем, в солнечную погоду, изготовить солнечные часы. Для этого вы подготовите камушки, палку, цветы и продумайте с мамами и папами эскизы этих часов. А затем их изготовите на участке.