Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе "Звуки в нашей жизни и речи"


Программное содержание:

Материал: колокольчик, бумага на каждого ребенка, баночки с водой и пустая, счетные палочки, будильник, гитара, таз с водой, камушки по количеству детей, карточки, простые карандаши, буквы, картинки (шмель, комар, пчела, слон, змея, кузнечик).

Предварительная работа: знакомство и заучивание стихов про буквы а, о, и, у, беседа о том, кто как кричит.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Сюрпризный момент

- Ребята, к нам на занятие пришел Коля-колокольчик. Он рассказал мне много интересного, открыл свои секреты и попросил с вами поделиться. Мир, который окружает нас, полон звуков. И я расскажу вам много интересного о том, откуда они берутся.

II. Основная часть

1. - У вас на столе лежит бумага 2 видов, сравните ее по толщине, отличается? Скомкайте тонкую бумагу, затем толстую. Звуки отличаются? Когда комкали тонкую бумагу, какой слышали звук? А толстую? какой можно сделать вывод? Чем тоньше бумага, тем звук выше. Чем толще, тем звук ниже. Что напомнил вам этот звук? (шелест листьев).

2. - Поднесите ко рту полоски бумаги и подуйте на нее. Что напоминает вам этот звук? (вой ветра).

3. - А сейчас медленно по капельки перелейте из одной баночки воду в другую. Что это за звук? (дождя, капели, звон ручья).

4. - Спойте песенку комара, жука, поиграйте языком, как я. (упражнение "лошадка") Что напоминает вам этот звук? (стук копыт). Все эти звуки мы сами создавали, а сейчас давайте закроем глаза и послушаем тишину. Откройте глаза. какие звуки вы услышали?

5. - Ребята, я хочу вам открыть первый секрет. Звучит только то, что дрожит или как говорят ученые "колеблется". Хотите в этом убедиться. Пододвиньте к себе счетную палочку. Она звучит? А почему? Потому что она находится в покое. Звучит только то, что колеблется и сейчас она у нас зазвучит. Положите счетную палочку на край стола, прижмите один конец рукой к столу, а другой рукой дерните за свисающий кончик.

- Услышали звук, а почему? /потому что палочка дрожала/.

- Будильник звучит? /нет/. А почему? А сейчас почему зазвучал?

- В каком случае гитара будет издавать звуки? /верно, если мы ее подергаем за струны/.

- Почему звучит гитара? /потому что дрожит струна/.

6. - Поставьте пальцы на горло и произнесите чистоговорку: "Са - са - са - к нам летит оса. - Что вы почувствовали? /дрожание/. Верно, это дрожат ваши голосовые связки. Давайте повторим первый секрет Коли-колокольчика. Звучит только то, что дрожит.

7.- А сейчас я открою вам второй секрет. Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху. /Предлагаю чашки, тарелки, блюдца - целые и с трещинками. Осторожно ударяю по ним ложечкой/.

- Есть ли разница в звуке? Почему? У целой посуды звук чистый и прозрачный. У поврежденной - глухой. Это происходит оттого, что звук на своем пути неожиданно встречает препятствие (трещину) и как бы спотыкается о него, слабеет.

8. - Я открою вам третий секрет. Чем мы слышим? Куда попадает звук? /ухо/. А точнее на мембрану - маленькую пленочку, спрятанную внутри уха. Без нее мы не могли бы слышать.

8. - Бросьте камушек в тазик с водой. Что вы видите? /волны разбегаются в разные стороны/. То же самое происходит и со звуком. Ведь звук - это волна невидимая, но слышимая. У вас на столе лежат карточки. Что на них изображено? /звенящий будильник, пунктир, ухо/. Дорисуйте простым карандашом вот такую волну. Это схема позволит вам увидеть, как бежит звук и как он достигает уха. /См. приложение/

- Давайте повторим второй секрет. Звук - это волна, невидимая, но слышимая.

9. Игра "Кто как кричит?" /комар, пчела, шмель, кузнечик, слон, змея, жаба, цапля, кузнечик/.

- Вы сказали, что комар, пчела, шмель кричат крыльями. А звук у них одинаковый? /нет/. - Верно, звуки они издают разные. Подумайте и скажите у кого самый высокий звук и почему? /комар, потому что он маленький, легкий, быстрее двигает крыльями и звуковые волны бегут быстро/. А низкий звук? /у шмеля/. Верно и звуковые волны бегут медленно. Змея - хвостом. Чешуйки трутся одна об другую. Слон - гортанью. Жаба квакает, надувая свое горло - "мешок". Кузнечик быстро трет лапки о крылья, издавая стрекот. Цапля просто щелкает клювом. Звук можно усилить и ослабить. Усилить с помощью рупора, ослабить - банку железную с гвоздями обернуть полотенцем.

Проблемная ситуация

- Тебе завтра рано вставать, а будильник звучит слишком громко. Подумай, что можно сделать, чтобы не разбудить остальных, но проснуться самому? /накрыть будильник подушкой/.

- Мы говорили про звуки нашей жизни, а сейчас поговорим про звуки нашей речи.

10. Карточка - буква А. что это? /буква А/. А это а-а-а-а? /звук/. Чем отличается буква от звука? /букву мы видим и пишем, а звук слышим и произносим/. Расскажите стихи про эти буквы. А, О, И, У - Какие это звуки гласные или согласные? Почему? /гласные мы можем тянуть, петь, воздух не встречает препятствий/. Выложите из счетных палочек на столе любимую букву. Почему?

III. Заключительная часть

- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Назовите три моих секрета?

Звучит только то, что дрожит.

Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху.

Звук - это волна, невидимая, но слышимая.

- До свидания!


Приложение