Занятие по окружающему миру в группе кратковременного пребывания детей. "Чем полезны сосна и береза?"


Цель: расширить знания детей о сосне и о берёзе.

Задачи:

Оборудование:

Ход занятия

I. Приветствие.

Учитель: Поприветствуйте гостей кивком головы. Сделали глубокий вдох, выдох. Повторите ещё раз. А сейчас сделали глубокий вдох и выдыхаем порциями. Хорошо. Положите кисти рук на плечи, а локтями нарисуйте в воздухе весёлую мордочку. А какое настроение у вас? (показывают с помощью пальчиков)

II. Введение в тему.

На доске много картинок с растениями

Учитель: Как думаете, о чем мы будем говорить на этом занятии?

Дети: (о растениях)

Учитель: Представьте, а если бы не было растений, то чтобы было?

Дети: (ответы)

Учитель: Правильно! …без растений мы обойтись не можем. Для кого-то они служат домом, Для кого-то убежищем, обеденным столом, лекарством…

Сегодня мы поговорим не просто о растениях, а о тех, которыми можно лечиться.

Плохо когда человек болеет. Покажите мимикой настроение человека, который болеет. Это очень – очень неприятно.

Какие же вы знаете лекарственные растения? Посмотрите, может быть, они есть и на этих картинках…

Дети: (ответы)

Учитель: Человек давно заметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал их собирать и запоминать, что от чего помогает. Стал замечать, что звери тоже растениями и кореньями лечатся. Наверняка видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут травинку, в основном длинную, узкую, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Внимательный взгляд и хорошая память многое могут сделать: заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Кого из вас мамы лечили настоями или отварами каких-нибудь растений?

Дети: (ответы)

Учитель: Я уверена, что многие из вас уже запомнили, какие растения от каких болезней помогают.

Хотели бы вы ещё о таких растениях узнать?

Дети: Да!!!

Учитель: Мы с вами обязательно узнаем о таких растениях, но сначала давайте проведём нашу физкультминутку.

III. Физкультминутка. (Солнечный зайчик)

IV. Тема.

Учитель: Послушайте загадку: Зимой и летом одним цветом?

Что это?

Дети: Ёлка…

Учитель: А какое ещё растение подходит к нашей загадке?

Дети: …сосна, пихта, кедр …и другие предполагаемые ответы.

Учитель: Да, вы правы. Мы сегодня поговорим о сосне. Посмотрите, как выглядит сосна; это дерево хвойное (вместо листьев – иголки): весной сосна цветёт; образуется большое количество желтой пыльцы. Почки и хвоя сосны содержат витамин С,, эфирное масло, смолу, горькое вещество, которые применяют при кашле. Сера сосны идет на изготовление пластырей. В аптеке готовят мази от ревматизма и простуды.

V. Игра.

Учитель: У вас на партах лежит то, из чего состоит сосна:

  • Покажите шишку…
  • Покажите кору…(обратите внимание на цвет и шершавость)
  • Покажите веточку…
  • Покажите хвою…

– Молодцы.

Когда мы входим в сосновый лес, то чувствуем аромат сосен.

Кто из вас был в таких лесах?

Дети: …(ответы)

Учитель: Закройте глаза, глубоко вдохните и почувствуйте этот аромат(в это время пронести по комнате ватку, смоченную пихтовым маслом)

А как себя нужно вести себя в лесу?

Дети: (ответы)

VI. Учитель: Похвалите себя за работу.

Дети: (хлопки в ладоши).

Учитель: А это, что за дерево?...

На полянке девчонка
В белой рубашонке,
В зелёном полушалке?

Дети: …(ответы)

Учитель: Вы правы, это берёза! (показ картинки)

А, что вы о ней знаете?..

Дети: …(ответы)

Учитель: Это не просто дерево. Оно является символом нашей страны. А ещё оно лечебное. Почки берёзы применяют при болезнях сердца, почек, воспалении печени. Спиртовым настоем лечат раны, ожоги. Деготь берёзы входит в состав мази “Вишневского” (пронести по рядам). Берёзовый сок пьют как общеукрепляющее средство.

VII. Физкультминутка (На дворе стоит берёза …)

VIII. Игра

Учитель: У вас на партах лежит то, из чего состоит береза:

  • Покажите почку…(из почки появляются листочки), это растение лиственное.
  • Покажите кору…(обратите внимание на цвет и шершавость)
  • Покажите веточку…
  • Покажите серёжку…

– Молодцы.

IX. Игровая ситуация (Письмо от зайчика)

Учитель произносит слова, а ребёнок– зайчик выполняет действия.

Учитель: Скачет по полянке зайчик и плачет.

Что с тобой случилось: почему ты плачешь?

- Убегал я от лисы и налетел на пень,…лапку поранил, а когда поскакал дальше, то наступил на непотушенный уголёк, оставшийся от туристов. Обжегся…Что же мне делать? Больно?

Учитель.: Ребята, давайте поможем зайчику. Подскажите, как ему вылечить лапку?...

Дети: …(ответы детей)… Спиртовым настоем

Учитель: Молодцы! Вижу, что вы запомнили эти растения и как они помогают человеку в болезни.

X. Практическая работа.

Учитель: У вас на столах лежат зелёный и синий лист бумаги, клей. Вам нужно на зелёный лист бумаги приклеить всё, что относится к берёзе, а на синий лист бумаги приклеить всё, что относится к сосне…

Давайте вспомним перед работой правила техники безопасности во время работы с клеем.

Дети: …(ответы)

XI. Итог

Учитель: О каких растениях мы сегодня говорили?..

Дети: …(ответы)

Учитель: Чем они полезны?..

Дети: …(ответы)

XII. Релаксация

Учитель: Перед вами три разных детских рожицы, а на столах кружочки. Вам нужно выбрать подходящую для себя мимику и под ней прикрепить кружочек.

Дети выполняют задание.

Учитель: Посмотрите, что у нас получилось! На этом наше сегодняшнее занятие закончено.

Много разных есть растений
От серьезнейших болезней.
Пей отвары, пей настой,
Бодрым будь, дружочек мой!