Занятие по математическому развитию "Аленушка и гуси-лебеди" (средний возраст)


Программное содержание:

  1. Способствовать освоению детьми пройденного материала, сравнивать, классифицировать, обобщать.
  2. Развивать логическое мышление и психические функции, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие.
  3. Воспитывать у детей чувство сопереживания, желание выручить из беды, интереса к коллективным играм.
  4. Активизировать математический словарь детей: «узкий – широкий» «длинный», «большой» , «квадрат», «круг», «треугольник», «цвет», «цифра», «столько, сколько».

Демонстрационный материал:

Куклы Аленушка, Иванушка,  Баба-Яга,  печка, яблоня, речка (ткань) с мостиком (дощечки  длинная и короткая), ёжик, изображение Гусей-Лебедей.

Раздаточный материал:

На тарелочке для каждого – пирожки 10 шт., цифры от 1 до 10, лист белой бумаги, геометрические фигурыквадрат маленький красный, большой зеленый, круг, треугольник, листы с заданием «цифры потерялись», фломастеры.

Методические приемы:

  1. Наводящие вопросы
  2. Беседа
  3. Сюрпризный момент
  4. Использование малых фольклорных форм (загадка, пословица)
  5. Объяснение воспитателя, показ выполнения
  6. Рассуждения детей
  7. Методы ТРИЗа (сказкотерапия,  лжезагадки, наводящие вопросы)
  8. Самостоятельная работа
  9. Индивидуальная помощь
  10. Разноуровневые задания
  11. Игровые приемы  
  12. Использование демонстрационного и раздаточного материала 
  13. Проблемная ситуация
  14. Анализ занятия по вопросам воспитателя
  15. Самоанализ
  16. Итоги  и выводы

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Все вы хорошо знаете и любите сказки. А отгадайте из какой сказки эти герои? Я буду вам задавать наводящие вопросы, а вы должны догадаться.

– Их не один, а много….

Они белые и красивые…у них длинные шеи…

Они умеют летать….

Это птицы-помощники Бабы-Яги!

Воспитатель: Правильно, это Гуси-Лебеди.

– И представляете, ребята, они унесли на своих больших крыльях Иванушку!

А Аленушка сидит и плачет! Что же делать? (надо помочь)

Воспитатель: Слезами горю не поможешь, надо Аленушку выручать из беды!

Для этого мне надо знать кто готов с нами отправиться в далекий и трудный путь. Постройтесь  в колонну по одному, надо вас посчитать. (Кто-то из ребят пересчитывает детей). Сколько мальчиков, сколько девочек? Кого больше? Кого меньше?

Вот я вижу, что все готовы – отправляемся в путь-дорожку!

Воспитатель: Вот и печка на нашем пути. Надо у печки спросить!

Дети: Печка-матушка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?

Печка: Я вам скажу, а вы выполните моё задание !

Воспитатель: Садитесь за столы. Перед вами лежат пирожки, вам нужно выложить столько пирожков, сколько указано у меня на карточке с цифрой. Показывает цифру – 5. Один пирожок Аленушка съела, сколько осталось? (4) Стало больше или меньше? Почему? (Стало меньше, потому что убавилось)

– А теперь выложите перед собой такую карточку с цифрой, сколько вы увидите у меня на доске пирожков. На доске – 8 пирожков. Дети выполняют самостоятельно. Молодцы, все ли справились?

Печка нам сказала, что Гуси-Лебеди полетели прямо. Тогда продолжим путь.

Воспитатель: Ребята! Смотрите, на нашем пути – яблонька стоит, давайте у нее спросим, не видала ли она, куда Гуси-Лебеди полетели?

Дети спрашивают.

Яблонька: Я скажу вам, если вы отгадаете мои загадки.

Воспитатель загадывает загадки:

  1. В поле снег лежит, лед в реке стоит, вьюга подметает, когда это бывает? (Зимой)
  2. Тает снежок, течет ручеек, солнце пригревает, когда это бывает? (Весной)
  3. Когда вы завтракаете? Обедаете? Ужинаете? А спите?
  4. Поправьте меня, если я скажу неправильно «Сначала взрослый, потом ребенок, потом старик».
  5. «Мы сначала спим, потом ужинаем».

Яблонька: Какие молодцы, ребята, гуси-лебеди полетели направо….

Воспитатель: Вот и речка впереди ,надо спросить у речки , куда полетели Гуси-Лебеди?

Дети спрашивают.

Речка: Я скажу вам, детки, куда они полетели, только решите мою загадку:

Где речка уже, там не пройдешь – ноги замочишь, на камнях поскользнешься, а где шире – там нужен мостик поставить.

Воспитатель: Давайте, ребята, подумаем, где нам можно перейти речку.

Найдите узкое место в речке и широкое. А вот и дощечки – но какая из них подойдет к ширине? Приложим и проверим. Сначала ребята прикладывают короткую дощечку, а потом длинную. Делают вывод, что длинная доска больше подходит к широкой реке.

Вот, речка, мы решили твою загадку, скажи нам, куда полетели Гуси-Лебеди?

Речка: Перейдите через речку по мостику, пройдете до леса, там и увидите.

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Вот мы и очутились в лесу! Смотрите, кто нас встречает – ёжик.

Ёжик: Знаю, знаю, зачем вы пришли в лес, я вам помогу, только, помогите мне разобраться, я совсем запутался. Все цифры в лесу потерялись, найдите их!

Воспитатель: Садитесь за столы, у вас у каждого есть листочки с заданием. Нужно найти как можно больше цифр. Кто находит, обводит их фломастером.

Выполняем тихо, чтобы Баба-Яга нас не услышала. Воспитатель помогает, ходит между рядами, направляет, проверяет.

Воспитатель: Мы справились, ежик, проверяй. (Ёжик  хвалит детей.)

Ёжик: Гуси-Лебеди полетели через поляну направо, ступайте туда!

Воспитатель: Вот мы и пришли к домику Бабы-Яги! А вот и она! Отдавай нам Иванушку! Нас много, а ты одна!

Баба-Яга: Ладно, ребятушки! Отдам я вашего Ивашку! Отгадаете мои сложные загадки – отдам, а не отгадаете – тогда сами тут останетесь!!!

Баба-Яга: Над лесом летели 3 рыбки. Две приземлились. Сколько улетели?

– На столе лежало 5 яблок и 1 груша. Сколько овощей лежало на столе?

– На руке 5 пальцев. На трех из них кольца. Сколько всего пальцев?

Баба-Яга: Ох и умные вы ребятки, не перехитрить мне вас! Ладно, отпускаю вашего Иванушку!

– Аленушка с Иванушкой домой пришли и решили для матушки подарок сделать – бусы. Посмотрите ,как они делаются! Квадрат, круг, треугольник, квадрат, круг, треугольник… Продолжите ряд самостоятельно.

Воспитатель: Вот и бусы готовы, посмотрим, все ли правильно сделали?!

Повторим названия геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник.

Воспитатель: Вот и матушка с батюшкой с базара приехали, гостинцы привезли – угощайтесь!

Воспитатель: Вам понравилось помогать Аленушке? Что вы делали? Что особенно понравилось? Что было трудно? А было страшно? А кто сегодня всех выручал, кого можно похвалить?

– Ребята, вы все молодцы! Только дружба помогла вам справиться со всеми заданиями. Будьте  дружными и веселыми, тогда все преграды вы преодолеете!