Активизация речевого развития дошкольников через наблюдения в природе


Развитие речи занимает одно из главных мест в подготовке детей к школе. Основными задачами речевого развития в детском саду являются:

овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возраста;

развитие коммуникативных способностей.

Пока что мы с сожалением утверждаем, что наши дети не всегда говорят красиво и правильно. Растёт число старших дошкольников, имеющих различные речевые нарушения, одним из которых является недостаточно сформированный лексико – грамматический компонент речи. Трудности в освоении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи, которая является одним из главных условий успешного обучения ребенка в школе.

Поскольку речь ребёнка формируется по подражанию, то ведущая роль в этом процессе принадлежит нам, взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким в семье. От того, как мы разговариваем с ребёнком, сколько внимания уделяем общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.

К. Д. Ушинский писал по этому поводу: "Грамматическая правильность речи…есть не только знание, но и привычка… Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила, но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их. Привычки же, и в особенности такие мелочные и сложные, приобретаются успешно и упражняются глубоко только в самой ранней молодости”. (Собр. соч. – 1948-1952-Т.2)

А Я. А. Коменский писал: "Начало познаний всегда вытекает из ощущений.…А потому, следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними”. И далее…."познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием…”. (Избранные педагогические сочинения.-М.,1982.-Т.1) Чем больше анализаторов участвуют в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Такую возможность предоставляет нам удивительный мир природы, соприкасаясь с которой, ребёнок получает огромный чувственный опыт, дающий в свою очередь толчок речевому развитию.

В программах, утверждённых для работы в детском саду, задачи по формированию словаря и грамматического строя речи звучат одинаково: обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей.

При этом особое внимание нужно уделять:

работе над смысловой стороной слова;

– формированию обобщающих понятий;

– расширению запаса синонимов и антонимов;

– раскрытию смысловой стороны многозначного слова;

– употреблению в речи наречий;

– формированию умения употреблять слова наиболее подходящие к ситуации.

Задачи по формированию грамматического строя речи:

1. Формировать умение детей изменять слова по родам, числам и падежам.

2. Совершенствовать способы словообразования всех частей речи:

– умение образовывать (по образцу) однокоренные слова;

– умение образовывать существительные с суффиксами;

– умение образовывать глаголы с приставками;

– умение образовывать прилагательные от существительных и прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

3. Упражнять детей в употреблении предлогов.

4. Совершенствовать и усложнять синтаксис детской речи (построение предложений).

Для развития лексико-грамматического компонента речи в процессе наблюдений в природе необходимо выполнение определённых условий:

– отбор словарного материала;

– создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определённое слово или словосочетание, или предложение;

– правильность собственной речи.

Готовясь к проведению наблюдения нужно подобрать слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а так же определить приёмы активизации речи детей. Каждое новое слово чётко проговаривается воспитателем, а затем повторяется детьми. Во время наблюдений нужно так поставить вопросы, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова.

Примерные наблюдения:

1. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей.

– формирование обобщающих понятий (воробей, голубь, синица – дикие, зимующие птицы; берёза, осина, рябина – деревья; шиповник, малина, жимолость – кустарники);

– расширение запаса синонимов и антонимов (весенние ручьи шумят, звенят, журчат; вьюга крутит, вертит, заметает; дерево – высокое, а кустарник – низкий; летом трава сочная, а осенью сухая; у берёзы листья маленькие, а у осины большие);

– многозначные слова. Собирая листья деревьев для гербария раскрываем смысл многозначного слова: лист рябины положим на альбомный лист. Осенью, рассматривая деревья, обращаем внимание детей на ярко-красные кисти ягод и предлагаем детям вспомнить. Что ещё можно назвать этим словом (кисти для рисования).

Наблюдая за состоянием погоды уместно вводить в активный словарь детей наречия и ежедневно активизировать их (солнечно, тепло, ясно, ветрено, сыро, дождливо, пасмурно).

Эффективным средством в работе по обогащению словаря является использование народных примет, связанных с предсказанием погоды. Приметы приобщают детей к народной мудрости, побуждают запоминать, сравнивать, понимать некоторые природные закономерности.

Дым столбом – к морозу.

Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели.

Высокая, крутая радуга – к хорошей погоде, пологая и низкая – к ненастью.

2. Совершенствование умений детей в изменении слов по числам, родам и падежам.

– изменение существительных по падежам (много цветов, любуемся цветами, расскажем о цветах…)

– употребление падежей в зависимости от чисел (одно облако, два облака, пять облаков…; один берёзовый лист, два берёзовых листа, пять берёзовых листьев…).

– образование множественного числа именительного падежа от существительного единственного числа (трава – травы, ручей – ручьи; облако – облака, дерево – деревья, море – моря…).

– образование формы родительного падежа множественного числа (Чего много растёт на участке? Много деревьев, кустарников, цветов, трав.).

– согласование прилагательных с существительными (Небо какое? – голубое, светлое, высокое, ясное или наоборот: серое, тёмное, пасмурное).

3. В ходе наблюдений за объектами и явлениями природы можно упражнять детей в словообразовании разных частей речи.

– образование одного нового слова из двух слов (разноцветные листья, листопад, снегопад…);

– образование прилагательного от существительного (лист с берёзы – берёзовый, лист с осины – осиновый…);

– образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени (у вороны хвост длинный, а у сороки длиннее);

– образование слова из другого однокоренного с помощью суффиксов и приставок (солнце– солнышко, туча – тучка, цветок – цветочек, листок – листочек);

– образование глаголов приставочным способом. Наблюдая за птицами, дети учатся различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками (летел, улетел, прилетел, подлетел, залетел). При этом нужно обязательно обращать внимание детей на приставки, которые придают разные значения действиям.

4. Работая над употреблением в речи предложных конструкций, необходимо обязательно выделять интонационно и на слух "маленькое слово", подчеркнуть его значение. Например: воробей подлетел к кормушке, синичка сидит на ветке, голубь ходит по земле.

Далее можно упражнять детей в употреблении сложных предлогов (Из-за куста вылетел воробей; из-под листочка показалась спелая ягода клубники.).

Наблюдения в природе способствуют развитию у детей любознательности, умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Дети высказывают свои суждения в форме сложных предложений. Поэтому необходимо научить их свободно пользоваться такими предложениями. Основным приёмом обучения составлению сложных предложений являются вопросы и предлагаемый образец воспитателя. (На дороге лужи, потому что шёл дождь. Если сегодня будет солнечно, мы услышим звон капели. Чтобы птицы не голодали, мы насыплем на кормушку хлебные крошки).

Так разнообразные наблюдения за объектами и явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше воспитатель использует эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей. Нужно обязательно поощрять детей, когда они используют образные выражения, сложные, правильно построенные предложения, высказывают собственное отношение к событиям и явлениям. Положительная оценка придаёт ребёнку уверенность в своих силах, что благоприятно влияет на его речевое и умственное развитие.

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: "Наш край".

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о природе родного края.
  2. Формировать лексико-грамматический компонент речи:
    а) словообразование (относительные и притяжательные прилагательные, сложные слова);
    б) формирование предложных конструкций с предлогами: "на", "в", "над";
    в) согласование существительных в роде, числе и падеже.
  3. Развивать связную речь:
    а) формировать умение использовать в речи сложноподчинённые предложения с союзом "потому что";
    б) упражнять в составлении описательных рассказов.
  4. Развивать мышление: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи (ответы на вопросы сложноподчинённых предложений, отгадывание загадок).
  5. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Материал: предметные картинки с изображением животных и растений Севера, рисунки детей по теме.

Ход занятия

– Сегодня к нам в группу принесли письмо из Африки. Посмотрите, кто его написал.

(Дети рассматривают конверт и называют: мартышка, удав, слонёнок, попугай).

– Однажды друзьям подарили интересную книжку про Север. Но когда они стали её читать, то не всё поняли. Друзья прислали нам загадочные рисунки из этой книги и попросили их разгадать. Как вы думаете, почему письмо принесли нам?

Потому, что живём на Севере.

– Как ещё называют наш край?

Заполярье, царство полярных ночей и северных сияний, край голубых озёр и белых ночей.

– Я думаю, что мы сможем разгадать все загадки из книги и интересно рассказать о нашем удивительном крае. Перед вами картинки с изображением зимних деревьев. Нужно узнать деревья и рассказать о них. Берёза. Как узнали?

– Ствол у берёзки светлый с чёрными крапинками, издалека видно.

Где можно встретить такую берёзку?

У нас на Севере. Наша берёзка коренастенькая, посерёдке суковатенькая, по вершинке кудреватенькая.

– На этой картинке нарисована рябина. Почему вы так думаете?

Ствол у рябины стройный с коричневой корой, ветки прямые, а на ветках гроздья красных ягод висят. Они очень полезные.

Как у нас в народе называют рябину?

– Рябинушка кудрявая, северный лимон, украшение наших лесов.

– А это что за дерево?

Осинка.

– Вспомните, как заяц рассказывал белке про осинку в сказке "Зимняя пирушка"?

Осинку-то не трудно найти, ствол у неё тоненький, крепенький, серо-зелёный, а кора горькая.

– Какие листья у осины?

Круглые, большие, на длинном черенке, поэтому постоянно трепещут даже от маленького ветерка.

– Что ещё вы знаете про осинку?

Осенью, когда у деревьев начинается листопад, у осин бывает ещё и веткопад. Это когда веточки сами отламываются и падают на землю вместе с листьями. Вот какое это удивительное дерево!

– Осенью, когда деревья украшаются разноцветными листочками, они становятся необыкновенно красивыми. Давайте превратим эти зимние деревья в осенние. Возьмите по листочку и прикрепите к тому дереву, на котором он рос.

(игра "С какого дерева листок?")

лист с берёзы – берёзовый;
лист с рябины – рябиновый;
лист с осины – осиновый.

(Показать карточки со следами оленя, зайца, чайки.)

– Как вы думаете, что нарисовано на карточках?

следы.

– Интересно, чьи они? Может это следы человека?

Нет, звериные и птичьи.

– Посмотрите, на дорожках тоже такие же следы. Давайте пойдём по этим следам и увидим, кому они принадлежат. Какого животного найдёте первым, про того и будете рассказывать.

– Это северный олень.

– Какой он?

– Большой, на голове рога, короткий хвост, на ногах широкие копыта.

– Как в народе говорят про оленя?

– У оленя рога ветвистые,

Ноги быстрые.

Копытом снег разгребает-

Корм себе добывает.

– Что же он ищет под снегом?

Ягель, грибы, ягоды.

– Найдите картинку, на которой нарисовано угощение для оленя. Что ты принёс?

Я принёс ягель, потому что олень его любит.

– Кто же оставил след на этой дорожке?

Заяц.

– С чем можно сравнить зайца? На что он похож?

На комочек пуха, на снег, на белое облако…

– У зайца уши какие?

Длинные.

– Как сказать по другому?

– Длинные уши – длинноухий, быстрые ноги – быстроногий, короткий хвост – короткохвостый, косые глаза – косоглазый.

– Чем угостим зайца?

Веточками, потому, что он любит грызть кору.

– По этой дорожке ходила чайка. Где живёт чайка?

возле моря, это морская птица.

– Чем она питается?

рыбой.

– Найдите угощение для чайки (принести картинку).

– Синеет море перед нами. Летают майки над волнами. Какое слово я сказала неправильно?

Майки.

– Какой звук нужно заменить? Кто расскажет эту чистоговорку правильно?

– Какие звери ещё живут в нашем лесу? Попробуйте отгадать загадки и найти на них отгадки.

Кто во льдах всегда живёт

В белой шубе круглый год.

Умеет плавать под водой

И никогда не спит зимой? (белый медведь)

– Что умеет делать белый медведь?

Бегать по льдинам, плавать в море, нырять, охотиться.

– Куда поселим белого медведя?

Белого медведя поселим на льдину возле моря.

Большая голова, круглые глаза.

По тундре летает, мышей добывает. (сова).

– Где живёт полярная сова? Чем она отличается от других сов?

Белое оперение, гнездо устраивает не в дупле, а на земле, среди камней.

– Куда посадим сову?

Отнесём на кочку в гнездо.

В тундре ты меня найдёшь,

На лисичку я похож.

Хвост такой же пушистый,

Только мех серебристый (песец).

– Почему песца называют белой лисой? Чем похожи лиса и песец?

Длинный пушистый хвост, красивый мех, живут в норе, охотятся на мышей и птиц.

– А чем отличаются?

У лисы уши остренькие, а у песца кругленькие, лиса круглый год рыжая, а песец зимой белый, а летом буро-коричневый.

– А это что за зверь?

Морж.

– Какой он?

Большой, огромный.

– Огромный как что?

Гора.

– Чем похожи морж и слон?

Есть бивни.

– Чем похож морж на рыбу?

Умеет плавать.

– Посмотрите, у нас получилась загадка:

Огромный, но не…гора.

Есть бивни, но не…слон.

Умеет плавать, но не…рыба.

– Куда мы поселим моржа?

На льдину.

– Почему?

Морское животное, умеет хорошо плавать, корм находит в море.

– Животные во многом похожи на нас, людей, а по некоторым умениям даже превосходят нас. Они лучше, чем мы видят и слышат. Они не заблудятся там, где заблудимся мы. Давайте подумаем, как можно похвалить животных.

(игра "Самый, самый…")

Олень – самый выносливый.
Заяц – самый осторожный.
Сова – самая ловкая.
Чайка – самая быстрокрылая.
Песец – самый пушистый.
Морж – самый большой.
Белый медведь – самый сильный.

– Деревья, звери, птицы – это то, что мы называем природой. У нас на Севере она удивительно прекрасна и неповторима. И в тоже время она хрупкая и беззащитная. Чем мы с вами можем помочь природе? Чего она ждёт от нас? Здесь нарисован необычный цветок, на каждом лепестке желание природы. Возьмите по картинке и отгадайте эти желания (правила поведения в природе).

Мы с вами отгадали все загадки из книги и ещё сами нарисовали рисунки про наш северный край в подарок мартышке, удаву, попугаю и слонёнку. Расскажите, что вы нарисовали. (дети рассказывают про свои рисунки).