Занятие по изодеятельности "Зимний пейзаж" в старшей группе с использованием нетрадиционной техники изображения "акварель + соль"


Задачи: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования “акварель + соль”; закрепить понятие “пейзаж”, “передний, задний план”; развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Оборудование: картина с изображением озера, стаканчики с соленой водой по количеству детей, спиртовка или свеча, металлическая ложка, спички, акварельные краски, листы белой бумаги, кисти, непроливашки с водой, палитры, соль крупная пищевая в розетках.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Я, как и вы, ребята, люблю получать подарки. Знакомый художник подарил мне свою работу. Я принесла вам ее показать.

2. Беседа по картине.

- Скажите, пожалуйста, что художник изобразил на переднем плане картины? что мы видим на заднем плане?

- Как можно назвать эти объекты одним словом? (Природа.)

- К какому жанру живописи относится эта картина и почему? (Это пейзаж.)

3. Чтение М. Яснова “О картинах” (отрывок).

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.

4. Эксперимент “Свойства воды”.

- Как вы думаете, Как художник назвал свою работу?

- Вы угадали, он назвал ее “Загадочное озеро”. Интересно, а почему загадочное? (Дети высказывают свои предположения.)

- Чтобы разгадать секрет, я предлагаю вам исследовать воду этого озера. (Дети берут стаканчики с водой.) Внимательно посмотрите, понюхайте, можете попробовать ее.

- Скажите, какая вода? (Вода бесцветная, прозрачная, без запаха, соленая на вкус.)

- Правильно, секрет воды в ее вкусе. Что же она скрывает, мы узнаем в нашей лаборатории.

5. Эксперимент “Выпаривание соли”.

- Для нашего эксперимента потребуется огонь (зажечь спиртовку), металлическая ложка и несколько капель воды из озера. Ребята, напомните, пожалуйста, правила безопасного поведения. (Детям нельзя брать спички, зажигалки. Опасно дуть на пламя, близко стоять.)

- Что происходит с водой? (Она нагревается, закипает, кипит, испаряется.)

- Как вы думаете, что останется в ложке после того, Как испарится вода?

- В ложке осталась соль. Мы с вами разгадали загадку озера – вода содержит соль.

- Как человек использует соль? (Человек солит пищу, чтобы было вкусно. Соль нужна для засолки овощей. Солью посыпают дороги зимой, чтобы не было гололеда.)

- Сегодня мы научимся рисовать с помощью соли. Вы можете занять свои места.

6. Знакомство с техникой “акварель + соль”.

- Рисовать мы будем с помощью соли, но основную работу выполним акварельными красками. Что значит “аква”?

- Эти краски любят воду и перед началом работы, давайте с ними “подружимся”. (В каждую ячейку краски капнуть несколько капель воды.)

- Я предлагаю вам написать зимний пейзаж. Как только вы его закончите, сразу же хорошенько “посолите” весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком. Эта техника называется “акварель плюс соль”.

7. Чтение стихотворения Милы Пельцевой

Зимний вечер, лунный свет…
В белый снег весь лес одет.
В белых шубах, в белых шапках,
И мороз им шепчет сладко:
Спи, березка, спи, сосна,
Жди, когда придет весна,
Солнышко лучом согреет
И пробудит ото сна.

8. Самостоятельная деятельность детей.

Индивидуальная работа (показ на своем материале).

9. Итог занятия.

- Работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в розетку.

- Посмотрите и скажите, каким сделала ваш рисунок соль? (Рисунок стал красивым, волшебным, необычным, сказочным.) Почему “солили” мокрый рисунок? Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?

Предложить 2-3 детям рассказать о своей работе.

Литература.

  1. Лебедева Е. Н., Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Классик Стиль, 2004. – 72 с.
  2. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И., И учеба, и игра: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 240 с