Занятие по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-терапевтических техник


Цель: Овладение действием моделирования реального объекта в графике.

Задачи:

  1. Учить создавать графическое предметное изображение в движении.
  2. Способствовать развитию ассоциативных аналогий между образами действительности и пластическими образами.
  3. Формировать умение выражать своё переживание и ощущение телом и с помощью изобразительных средств.
  4. Создавать условия для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя.

Оборудование:

  1. Двусторонние мольберты – 5 штук.
  2. Графический материал: уголь – 10 штук.
  3. Листы формата А-3 – 10 штук.
  4. Детский грим – 10 наборов.
  5. Индивидуальные зеркала – 10 штук.
  6. Ковер.
  7. Магнитно-маркерная доска – 1 штука.
  8. Набор предметов: клубок ниток, блюдце, бантик, игрушка – мышь.
  9. Демонстрационный материал: фотографии котят.
  10. Материал для снятия грима: гипоаллергенные детские влажные салфетки, детский крем.

ТСО: музыкальный центр.

Музыкальное сопровождение: CD “Музыка для малышей”.

Предварительная работа: с помощью ватных косметических дисков дети наносят на лица детский крем.

ХОД УРОКА

I этаппсихологическое вхождение.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас снова. Скажите, вы любите играть?

(Ответы детей)

Воспитатель: А в какие игры вы любите играть?

(Ответы детей)

Воспитатель: Когда ребята узнали, что я снова приду к вам в гости, они предложили мне научить вас играть в их любимую игру – “Превращения”. вам знакома эта игра?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте поиграем. А загадка, которую приготовили ребята из детского сада, в котором я работаю, подскажет - в кого мы сегодня будем превращаться.

Игра “Ассоциативная логическая цепочка”

(По предложенному набору предметов дети определяют реальный объект, которому принадлежат эти предметы. Дети делают вывод, что цель игры: превращение в котят)

II этаппознавательно-игровой.

Воспитатель: Молодцы. Вы смогли разгадать загадку. Но чтобы превратиться в котят, надо ответить на вопрос: Если бы я был котёнком, то каким бы я был? Вы сможете ответить на этот вопрос?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я приглашаю вас в “Кошачий вернисаж”. (Рассматривание фотографий котят)

Воспитатель (в процессе рассматривания): Посмотрите и скажите: какие котята? Какой расцветки? Чем они занимаются? Какой у них характер?

(Ответы детей)

Воспитатель: Действительно, все котята разные: гладкошёрстные и пушистые; разной расцветки; озорные, игривые, забавные, спокойные.

А вы готовы превратиться в таких котят?

(Ответы детей)

Воспитатель: А сделать вы это сможете с помощью грима.

Воспитатель приглашает детей на ковёр, где находятся 2 подноса с детским гримом, индивидуальными зеркалами и влажными салфетками

Воспитатель (наносит себе на лицо грим): Посмотрите на меня: я рисую нос, мордочку, усы. Для каждого цвета свой палец. Итак, начинаем превращение!

Арт-терапевтическая техника – работа с гримом

(Дети наносят грим на лица, создавая образ котёнка)

Воспитатель: Посмотрите друг на друга: какие разные получились котята. Поприветствуйте друг друга по-кошачьи.

Воспитатель: Мяу! Я – мама-кошка. Вы – мои котята. Пойдём гулять.

Игровое упражнение
“Подражательные движения с элементами стретчинга и самомассажа”

Аудиотренинг “На ковре котята спят”

Воспитатель: Просыпайтесь, котята. Потянитесь. Вы почувствовали себя котятами?

(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь вы на листе бумаги с помощью уголька изобразите тот образ котёнка, в которого вы превратились.

III этап - практический.

Работа детей за мольбертами: создание графического образа реального объекта. Воспитатель ведёт индивидуальную работу, следя за тем, чтобы изображение было достаточно крупным относительно размера листа, чтобы телу кошки были приданы нужные очертания.

IV этап – психофизическая разгрузка.

Воспитатель предлагает положить рисунки на ковёр и рассмотреть их.

Воспитатель: Какие разные получились у вас котята. У каждого котёнка, наверно, есть своё имя-кличка. Как зовут ваших котят?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какие интересные имена у ваших котят. А значит у них интересные кошачьи истории. Расскажите про своих котят.

Дети рассказывают о своих работах.

Воспитатель: Наша игра-превращение заканчивается. Превращение в котят помогло вам передать их яркие и непохожие друг на друга образы.

Берите рисунки и пойдем в группу превращаться обратно в ребят.

Дети уходят в группу, где с помощью гипоаллергенных влажных салфеток и детского крема снимают грим.

Литературы

Венгер Л.А. Программа нового поколения “Развитие”. Раздел “Изобразительное искусство”, автор Ю.П. Павлов.