Занятие по изобразительной деятельности для детей 6–7 лет "Большое путешествие"


Задачи:

Предварительная работа. Рассказ воспитателя о том, какой была наша планета в давние-давние времена; рисование доисторических животных; чтение и слушание сказки Р.Киплинга «Про кошку, которая гуляла сама по себе».

Материалы, оборудование, подготовка места действия. Уголок с раковинами оформляется под лужайку с ручейком. под потолком подвешиваются мобили - тканевые и бумажные бабочки, стрекозы, птицы, облака.

Центральная стена в изостудии преображается и превращается в огромную «скалу»: для этого на стену прикрепляются пласты обоев серого, бежевого и зеленоватого цвета, а потом на них пастелью наносятся очертания камней. В углу сооружается вместительная «пещера» из больших картонных коробок и театральных заборчиков (их нужно задрапировать тканью и прикрыть ветками - настоящими или зелёными искусственными). Неподалеку от «пещеры» разводится «костер»: раскладываются щепочки, которыми можно замаскировать вентилятор, вырезаются язычки костра из красной, оранжевой и желтой бумаги. Возле костра раскладываются угольные карандаши и уголь, будто дрова уже прогорели и образовались угольки.

На полу свободно и удобно размещаются всевозможные природные материалы: самые разные камешки и раковины, веточки, палочки, чистый песок на плоских подносах. Возле «скалы» помещается широкий лоток с жидкой глиной, пастель, угольные карандаши, влажные тряпочки, вырезанные в виде листьев. Сооружается машина времени из детских стульев. На стене развешивается елочная гирлянда.

Содержание занятия.

Педагог предлагает детям сегодня на занятии совершить путешествие во времени. Отправиться далеко назад, к первобытным людям. Раздаётся сигнал внимания. Все занимают свои места в машине времени. Ведется обратный счет: «9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1, Старт!» Тушится свет, мигает гирлянда, звучит музыка, создающая восторженное чувство полета.

Вдруг слышится голос: «Перелет во времени успешно завершен». Загорается свет.

Приземлившись и собравшись вместе, путешественники осматриваются и замечают пещеру с горящим костром (вентилятор, замаскированный в костре, шевелит язычки огня, вырезанные из бумаги или ткани). Возникает предположение о том, что в ней живут пещерные жители. Можно ли с ними познакомиться? В это время из пещеры выглядывают жители - один воспитатель и два ребенка, одетые в наряды из шкур и листьев, в париках и гриме. Аборигены в испуге прячутся. «Установить контакт» помогают дружелюбные жесты и рукопожатия.

Пещерные жители показывают путешественникам, чем они занимаются на своей планете и что любят делать. Участники экспедиции рассматривают материалы и с увлечением включаются в разные виды художественного творчества.

>> Одни дети начинают рисовать на стенах «пещеры» и на «скале» жидкой глиной. «Печатают» ладошками и листочками. Обводят силуэт одного из детей и запечатывают ладошками внутри контурного рисунка. Рисуют угольными карандашами и пастельными мелками доисторических животных - динозавров, мамонтов, птеродактилей. Сначала все очень удивляются, увидев жидкую глину, потом принимают решение её испытать: окунают руки, нюхают, похлопывают ладошкой о ладошку. Убедившись, что ничего опасного нет, начинают ставить отпечатки все увереннее и увереннее. Очень быстро запечатывают ладошками контуры нарисованных животных и людей. После рисования отправляются мыть руки к «ручейку» (в умывальную комнату), где среди зелени журчит настоящий фонтанчик, создавая впечатление лесной полянки с ручейком.

>>Другие путешественники располагаются на полу, взяв разные природные материалы - камешки, ракушки, веточки, деревянные палочки. Они выкладывают на полу контурные рисунки и узоры. Некоторые высказывают желание объединиться в пары или маленькие группы и обговаривают совместные замыслы по сюжетным темам: «Птица и цветок», «Рыбка и морская звезда», «Две бабочки над цветком», «Три рыбки вместе плавают-гуляют». Сначала появляются контурные изображения. Всех увлекает их динамичность, возможность переконструировать и дополнять образ по своему желанию. Аборигены подсказывают своим новым друзьям, что контуры рисунков можно заполнять камешками, палочками. Все увлекаются и начинают выкладывать узоры на крыльях бабочек и птиц, изображать чешую на рыбках или же просто засыпают силуэты мелким ракушечником или маленькими камешками. Через какое-то время замечают подносы с песком и высказывают догадки, для чего они нужны. Педагог советует вспомнить или придумать самим, что можно делать на песке с помощью палочек, ракушек, камешков... Дети рисуют палочками и камешками, выкладывают небольшие изображения - маски, портреты, буквы, цифры, слова, цветы, листочки, веточки.

Постепенно все путешественники осваиваются в обстановке. Нестандартная обстановка, интересные дела помогают каждому почувствовать себя более свободно и раскрепощено. Путешественники, освоившись в обстановке, легко ориентируются в обилии материалов и занятий, самостоятельно делают свой выбор и переходят с одного места на другое, не спрашивая, что и где можно делать.

Тем временем пещерные жители становятся в хоровод вокруг костра, напевают и выполняют несложные ритмические движения. Воспитатель вспоминает о магнитофоне, забытом в машине времени. Туда отправляются два гонца - мальчик и девочка. Они приносят магнитофон, включают его и исполняют танец, в подарок для аборигенов. Обитатели планеты присоединяются к танцу. Все с удовольствием двигаются под ритмичную музыку.

Вдруг раздаётся сигнал внимания и звучит голос, приглашающий участников полёта на корабль для возвращения в детский сад. Путешественники прощаются с пещерными жителями, дарят им рисунки и поделки, обещают вернуться для новой встречи. Аборигены забегают в пещеру и выносят оттуда плетеную корзину с фруктами. Путешественники благодарят за гостинец и возвращаются на корабль. Вновь тухнет свет, загорается гирлянда, звучит космическая музыка.

Вернувшись в детский сад, педагог интересуется, понравилось ли детям путешествие, что нового они узнали, каким новым способам изображения научились, благодарит за занятие и прощается.