Занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Давайте жить дружно!"


Задачи урока:

Оборудование:

Ход занятия

Дети входят в кабинет психолога под спокойную музыку и встают в круг.

Психолог:

– Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть, а вы рады видеть друг друга? Покажите как вы рады встрече с друзьями: повернитесь к соседу справа – улыбнитесь ему, повернитесь к соседу слева – улыбнитесь ему.

А теперь давайте сядем на стульчики и начнем наше сегодняшнее занятие с игры “Эхо”.

1. Ритуал начала занятияИгра “Эхо”.

Ребенок входит в центр круга, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши ( Ми-ша, Све-та и т.д.). Дети дружно, как эхо, за ним повторяют. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя, (дети по очереди называют и прохлопывают свое имя – сперва по одному, затем все вместе).

2. Игра “Комплименты”.

Дети, давайте скажем друг другу добрые слова. Сидя по кругу возьмитесь за руки. Глядя в глаза соседу, постарайтесь сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить его. Принимающий добрые слова должен кивнуть головой и сказать: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплименты своему соседу и так далее по кругу.

(Если ребенок затрудняется сделать комплимент, психолог или дети помогают ему. После игры желательно обсудить, что чувствовали её участники, понравилось ли им говорить комплименты)

3. Беседа с детьми:

Дети, взрослые часто говорят вам: “Нужно быть дружными, дружно жить, играть дружно”.

Подумайте, и пусть каждый, кто хочет, расскажет, что значит “дружить”. Вспомните, кто и как дружит в детском саду или дома, что делает, чтобы дружба была хорошей.

(Ответы детей).

Психолог:

Дети, вы правильно рассказали, как нужно дружить. Тот, кто хорошо дружит, – не ссорится, делится игрушками, разговаривает с детьми вежливо и если видит что кому-то грустно или кто-то заплакал, придумает, как развеселить товарища, поиграет с ним.

Я расскажу вам один случай, а вы подумайте, так ли поступают настоящие друзья.

Три девочки – Ира, Света и Лена – дружили. Они вместе играли, смотрели книжки, пели песни. Однажды Ира нечаянно сломала коробку с кормом для птиц. Корм высыпался. Она испугалась и стала быстро убирать его, лена ей помогала и говорила: “Как же ты так неосторожно? У нас нет другой коробки! Пойдем, скажем, Вере Ивановне и попросим бумагу, чтобы вечером починить коробку”. Света стояла в стороне и говорила “Вечно ты Ирочка все ломаешь. Я вот скажу Вере Ивановне. В чем теперь корм хранить?”

– Дети, как вы думаете, кто из девочек настоящий друг?

– Почему?

– Как поступают настоящие друзья?

– Как вы думаете, что значит выражение “настоящий друг”? (ответы детей).

Психолог:

А вот можно ли сказать про вас сказать, что вы “хорошие друзья”, мы и проверим сегодня. В дружбе обязательно все помогают друг другу и вместе дружно играют.

4. Игра “Путанка”

Выбирается один ведущий. Он встает спиной к остальным детям. Все игроки встают в круг, взявшись за руки, и начинают “запутываться” не разжимая рук. Задача водящего – распутать всех с тем же условием, не разжимая рук.

5. Упражнение “Договорись взглядом”.

Хорошие друзья понимают друг друга с полуслова, иногда им стоит только посмотреть друг на друга, и они поймут, о чем хотел сказать другой. Вот и мы сейчас попытаемся это сделать. Рассаживайтесь по кругу. Вам необходимо найти себе пару при помощи одного взгляда, без слов. Когда вы услышите мой хлопок, поменяйтесь местами с выбранным партнером. Старайтесь, чтобы никто у нас не остался без пары.

Психолог: Настоящие друзья помогают друг другу в трудных ситуациях. Приходят на помощь другу, когда ему трудно.

6. Игра “Не намочи ноги”.

Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото примерно 4-5 метров. Двум детям дается по две дощечки. Обоим надо по этим дощечкам – мостикам перейти через болото на другой берег. Каждый ребенок кладет одну дощечку на землю, переступает на доске, а другую держит в руке, затем кладет вторую, идет дальше и т. д.

Когда дети подходят к середине болота, создается ситуация, будто у одного их них сломалась дощечка, и она уплывает. Как поступить? По правилам игры нужно вместе перебраться на берег. Дети сами ищут выход из создавшегося положения.

(После игры дети выбирают самую дружную пару).

Психолог:

В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят, но никто не обижается, так как они умеют договариваться друг с другом. Мы тоже сегодня будем учиться договариваться друг с другом.

7. Игра “Нарисуй узор”.

По всей комнате разложены пары рукавичек с одинаковым орнаментом, но не раскрашенные. Дети поднимают одну рукавичку, находят свою “пару”, садятся вместе за стол и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить рукавички совершенно одинаково.

(Психолог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как при этом договариваются; оказывает детям необходимую помощь).

После выполнения задания дети рассматривают пары рукавичек, оценивают качество, похожесть, умение детей договариваться между собой, благодарят друг друга за работу.

8. Ритуал окончания занятия “Эстафета дружбы”.

Дети стоят в кругу и передают, как эстафету, рукопожатие. Начинает взрослый: “Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Диме и т. д., и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покинет и греет. До свидания!”