Занятие на тему "Музей под названием "Русские чудеса"


Программные задачи

Методические приемы

Используемый материал

Звучит русская народная мелодия. Появляются ведущие и дети. Все встают перед столами.

Ведущий: Русский народ издавна удивлял весь мир своими умелыми руками. В мире даже есть такое словосочетание: Русское чудо. А мы пришли на необычную экскурсию, которая называется "Русские чудеса". Посмотрите сколько их!

Звучит русская народная мелодия. В центр выходит Мужик и Медведь. Кланяются Ведущему.

Ведущий: Здравствуйте гости дорогие! Откуда Вы к нам пожаловали?

Мужик и Медведь: Из села Богородское.

Ведущий: О каком промысле Вы хотите рассказать?

Мужик и Медведь: А мы не только расскажем, но и покажем!

Медведь: Есть в России село Богородское.

Мужик: Там живут мастера, которые делают деревянные фигурки людей, медведей и разны животных.

Медведь: Знаменитая игрушка называется "Мужик и Медведь" (показывает).

Ведущий: Сейчас Мужик и Медведь покажут нам сценку. Которая расскажет как возникло ремесло резьбы.

Мужик берет топор. Чтецы встают полукругом.

1-й чтец:

Как то шел мужик с работы
И зашел в дремучий бор
Подобрал мужик полено,
Снял он с колеса топор.

2-й чтец:

А из темного из леса
Мишка бурый прибежал.
Увидал он незнакомца
И сердито зарычал.

Мужик:

Не пугай зверушка!
Я тебя сейчас потешу
Вот тебе игрушка!

3-й чтец:

Разрубил мужик полено,
Стукнул топоришком,
И сработал он игрушку,
Удивился мишка.

Медведь:

Что за добрая игрушка
Получилась славно.
Деревянная потешка
Смотрится забавно.

4-й чтец:

А за ней мужик с медведем,
Словно дровосеки,
Топорами бьют полено
В маленькие щепки.

5-й чтец:

Над землей века примчались,
Только видно с этих пор
Два веселых дровосека
Помнят мирный уговор.

6-й чтец:

И едва мы их увидим,
Сразу без ошибки
Богородская игрушка
Дарит нам улыбки.

Ведущий: О какой игрушке мы сейчас говорили?

Дети: О Богородской.

Ведущий: Подойдите к стенду и посмотрите, какие здесь игрушки. Как они называются?

Дети: "Мужик и медведь", "Хрюша строитель", "Лиса и ворона", "Медведь и заяц".

Ведущий: Возле какого города находится село Богородское?

Дети: Возле Павлова Посада.

Ведущий: А что там изготавливаю?

Медведь: Там издавна занимаются вырезанием из дерева. Резники делали фигурки по сказкам "Маша и медведь", "Вершки и корешки", "Три медведя".

Мужик: Смастерить игрушку не просто. Сначала рисуют контур, затем обтачивают части стамеской, потом ножом снимают тонкую стружку, чтобы придать объем изделию.

Медведь: Фигурки выполняют из мягкой древесины: ольхи, осины, липы.

Мужик: Сначала древесину запаивают в печи, затем сушат и вырезают.

Ведущий: Спасибо Вам гости дорогие! Интересно рассказали. Послушайте какая красивая музыка звучит. (Звучит мелодичная музыка)

Входит девочка-кружевница.

Кружевница: Зимний вечер. Горит свеча. Девушки плетут чудесные кружева. Не крючком и спицами, а при помощи палочек-коклюшек, перебирая с одной нитки на другую. Так плетется вологодское кружево. Вологодские кружева много раз занимали первые места на международных выставках.

Ведущий: Посмотрите какое чудесное кружево сплела нам кружевница. (Демонстрирует)

Дети садятся на стульчики, звучит русская народная мелодии "Пойду ль выйду ль я".

Прибегают три дымковские барышни.

Ведущий: Что это за гости к нам пожаловали?

Барышни: Мы барышни из села Дымково.

Ведущий: Известный промысел Дымково - глиняные игрушки. Ну-ка расскажите о себе.

1-я барышня: В селе Дымково издавна занимались лепкой и раскраской глиняных игрушек: петушков, всадников, лошадок.

2-я барышня: Они очень нарядные. По белому фону расписывают узоры из кругов, колец, полосок, точек.

3-я барышня: Самая знаменитая игрушка - барышня-водоноска. В женских фигурках всегда делали много деталей: кокошники, оборки, сумки, зонтики.

Ведущий: А как изготавливают дымковскую игрушку?

1-я барышня: Сначала игрушку лепят из глины, затем высушивают и обжигают в печи.

2-я барышня: Так они остаются для просушки. Затем покрывают белым слоем мела.

3-я барышня: Потом расписывают разными красками. Очень ярко расписывают юбочки и барышень.

Ведущий: В нашей стране существуют целые танцевальные ансамбли, где танцоры выступают в костюмах дымковских игрушек.

1-я барышня: В селе Дымково глина особенная. Песок просеивают через сито и смешивают с глиной.

2-я барышня: Дымковская игрушка еще и полезна.

3-я барышня: Она служит не только украшением, но и моет быть музыкальным инструментом.

Ведущий: Почему?

1-я барышня: В России живет музыкальный народ. И дымковской глины делают веселые свистульки.

Медведь: А ведь из дерева тоже делают музыкальные инструменты - ложки.

Играет оркестр из свистулек и ложек.

Ведущий: Здорово сыграли. Но ложки тоже предмет русского ремесла. Какого?

Дети: Хохлома.

Ведущий: Ребята подойдите к стенду. Что вы на нем видите?

Дети: Хохломские изделия. Посуду, которую делают селе Хохлома, что в Поволжье. Все делают из дерева. А изготавливают ее по-особому: вырезают, сушат, расписывают узорами (травинками, бусинками, завитками, ягодками) и покрывают лаком.

Ведущий: Какие изделия хохломских мастеров в нашем музее?

Дети перечисляют.

Ведущий: Посуда отличается округлыми формами и толстыми стенками. Часто из хохломской посуды изготавливают целые наборы (для кофе, чая). Наш народ славится не только своим мастерством, но и задорными русскими плясками.

Кружевница: Какой же праздник без нового наряда и песни веселой?

Ведущий: Тогда прошу всех на танец.

Исполняется народный танец "Барыня".

Используемая литература.

1. Г.А. Лапшина "Календарные и народные праздники в детском саду";

2. Л.В. Орлова "Народное творчество в детском саду";

3. О.С. Ушакова "Знакомство дошкольников с литературой";

4. М.Ю. Картушина "Русские народные праздники";

5. М.Ю. Картушина "Театрализованные представления для детей".