Адаптивный вариант по курсу "Здравствуй, мир!", программа "Школа-2100" для детей старшего дошкольного возраста в условиях С(К)НДШС по теме: "Путешествие по родному краю"


Цели:

1. Образовательная:

  1. Систематизировать знания детей о символике РС (Я).
  2. Продолжить развивать интерес к творчеству якутского народа.
  3. Познакомить с народным творчеством резьбы но кости.
  4. Расширить представление детей о природном богатстве родного края, профессиях людей угольной промышленности.
  5. Закрепить знания детей о животном и растительном жире Якутии.
  6. Развивать творческое воображение в ассоциативное мышление умение создавать собственные образы, средствами изобразительной деятельности ощущая непрерывную связь с эмоциональным содержанием образа.

2. Воспитательная:

  1. Воспитывать познавательный интерес, желание узнать новое о богатствах родного края.
  2. Формировать положительную мотивацию к обучению в школе.

3. Коррекционная: Продолжать развивать у детей чувство коммуникативной целесообразности, увеличивать объем памяти.

Активизация словаря: хомус, чорон, символика, флора, фауна.

Материал: Волшебный цветок, герб и флаг Якутии, полоски цветного картона, фишки, карта, компас, фонарики, ручки, альбомные листы по количеству детей, кукла, иллюстрации поделок из кости, карточки с изображением инструментов, таблица с животным и растительным миром Якутии, гуашь, аудиозапись хомуса, гимна, якутских мелодий.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия по городу (Памятник СЭРГЭ).
  2. Занятия познавательного характера:
    1. Животный и растительный мир Якутии”.
    2. Народные промыслы и творчество жителей Якутии”. “Символы Якутии”
  3. Рисование “Шахматная мозаика”. “Настроение и символ”.
  4. Беседа о родном городе, профессиях людей работающих на разрезах.
  5. Рассматривание картин и иллюстраций, книг о жизни людей в Якутии.
  6. Чтение якутских сказок.

Ход занятия

1. Образовательная кинесиология. Гимнастика мозга Упражнение “Сова”, “Паучки”.

2. Мотивация: сюжетно-ролевая игра “Путешественники”.

- Я предлагаю вам поиграть в игру “Путешественники”, вы согласны? А куда мы отправимся, догадайтесь сами.

- Мы отправляемся в путешествие по Якутии (воспитатель берет в руки чорон).

3. Статическое положение, сидя на ковре.

- Дети, что это такое? (чорон)

- Чорон - символ якутского гостеприимства. Мы будем передавать Чорон по кругу, и говорить пожелания друг другу перед дальней дорогой. Сначала посмотрите на него какой он красивый. Когда вы будете передавать Чорон. повернитесь к своему соседу справа, глядя на него, улыбнитесь и скажите свои пожелания. Поможет в путешествии волшебный цветок, он укажет нам маршрут (дети отрывают один лепесток, читают слово “символика”).

4. Статическое положение стоя.

- Дети, какие вы знаете символы нашей республики? (герб, флаг, гимн)

- Вспомните, как выглядит герб и флаг нашей республики, соберите их (одна команда

собирает герб, другая - Флаг).

- Расскажите, что символизирует герб?

- Всадник- символ могущества Якутии

- Семь ромбов - количество народностей проживающих в Якутии: эвены, эвенки, долганы, якуты, юкагиры, якуты, чукчи.

- Что обозначают цвета Флага?

- Синий - верность, надежность.

- Красный-красота, жизненная сила, верность.

- Белый - якуты дети солнца, цвет зимы, севера.

- Зеленый – дружба, братство, плодородие.

- Какие вы знаете, правила поведения, когда звучит гимн?

- Все должны встать, мальчики и мужчины снять головные уборы.

5. Статическое положение, сидя на ковре.

Дети отрывают листок “Народное творчество”.

- Как вы понимаете выражение “народное творчество”?

- Сказки, песни, поговорки.

- О мастерах резьбы по кости, народном творчестве якутов расскажет ученик четвертого

класса Марк Жуков (рассказ).

- Велика и богата земля якутская, много славных мастеров живет на ней. Ребята, предлагаю поиграть, кто знает больше всех якутских поговорок. За каждый правильный ответ получите цветок.

- Поговорки вы знаете, а вспомните якутские сказки, которые мы с вами читали.

6. Физминутка. Якутская игра “Керсе и евражки”. Воспитатель дает команду “керсе”, евражки веселятся на поляне. На сигнал - буря “евражки” прячутся в домике, подняв руки над головой.

7. Статическое положение сидя на стульчиках. Дети отрывают листов “Богатство края”.

- Чем богата Якутия?

- Золотом, углем, нефтью, тазом, алмазами.

- Почему уголь называют “черным золотом”?

- Посмотрите, выберите предметы, которые нужны для добычи угля? Объясните свой выбор.

8. Статическое положение стоя. Отрывают лепесток “Флора и фауна”.

- Воспитатель спрашивает: Что такое флора? Что такое фауна?

- Дети подходят к таблице, на которой изображены животные, птицы, ягоды.

- Какие группы вы видите? Сколько их? Все ли звери, которых вы видите, живут в Якутии?

- Давайте поиграем в игру “Цепочка”. Назвать только Флору и Фауну Якутии (педагог называет двоих детей, один задает вопрос, второй - отвечает).

- Посмотрите, запомните, в домиках, какого цвета живут птицы, ягоды?

- Закончились лепестки волшебного цветка, подошло к концу наше путешествие по родному краю, давайте возьмемся за руки и встанем в хоровод “Любви и дружбы”:

- Я люблю и этот край суровый,

- И якутский мой народ родной.

- Смелый, работящий и толковый

- Закаленный в стуже ледяной.

9. Релаксация. Воспитатель предлагает детям обняться, закрыть глаза, расслабиться, подумать как хорошо, что мы живем в таком замечательном крае, вокруг нас добрые, отзывчивые люди, которые построили такой красивый город.

10. Вспомните наше путешествие и выразите на бумаге ваши чувства, свое отношение к путешествию, к краю, в котором вам выпало счастье жить, с помощью символов.

11. Пальчиковая гимнастика (пальчики здороваются друг с другом):

Эрин – дерин (1, 2)

Эвингин – дэвингин (3, 4)

Этэгэ – бэтэгэ (5, 6)

Бобугай – бобуки (7, 8)

Мукундай – муктус (9, 10)

Получилось 10.