Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Я и мои друзья"


Пояснительная записка.

Общениеосновное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья” – гласит народная мудрость. Однако умение понимать других людей не приходит само по себе. Этому нужно целенаправленно учиться.

Работу по обучению навыкам общения необходимо начинать с самого раннего возраста. На протяжении дошкольного детства необходимо сформировать у детей понятие о том, насколько важно уметь понимать и оценивать других и в первую очередь своих сверстников.

Успешность эволюции отношений ребенка с другими детьми оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Вследствие этого необходимо целенаправленно и систематически формировать коммуникативные навыки, развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих, путем создания специальных ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои индивидуальные особенности, способствующих воспитанию чувства взаимоуважения и взаимодоверия.

В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими. Постепенно у него начинает формироваться устойчивый личностный стиль поведения в определенных жизненных ситуациях, появляются представления о самом себе и окружающих людях.

Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками возможно предупреждение различных отклонений в развитии личностных качеств ребенка таких как: неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность поведения, которые в свою очередь провоцируют конфликтные ситуации. Непонимание другого ребенка часто затрудняет общение детей между собой, приводит к детским ссорам, становится причиной страха, отчужденности, враждебности.

В таких случаях особенно важно помочь детям попробовать по-новому взглянуть на своего собеседника, быть внимательным ко всем проявлениям его чувств и желаний. Это позволит не только позитивно общаться с людьми, но и находить настоящих друзей.

Общение ребенка со сверстниками осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседников.

Сколько бы мы не прожили на свете, самыми важными в жизни остаются для человека детские годы. Ранний опыт ребенка создает тот фон, на котором закладывается эмоциональное отношение к людям через умение думать, слушать и выражать свои собственные мысли и чувства.

Хорошие привычки, манеры, культура общения позволят ребенку не только обойти многие сложные жизненные ситуации, но и обязательно приведут каждого к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Как знать, может быть то, чему мы научим ребенка в детском саду, станет для него началом пути в мир ненасилия, добра и красоты.

Цель.

  • Познакомить ребенка с тем, как можно видеть и понимать себя и других в процессе общения со сверстниками.
  • Дать детям представления о вербальных и невербальных средствах и способах коммуникации, об использовании правильных форм речевого общения, об умении вести короткие диалоги в ситуациях игрового общения, о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг с другом.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить положительные ассоциации с понятием “дружба”;
  • Формировать понятие об умении общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний; на основе использования изобразительных средств дать возможность детям почувствовать положительные эмоциональное состояние от общения со своими друзьями и выразить свое положительное отношение к сверстнику.

Развивающие:

  • Формировать у детей умение оказывать помощь в трудной ситуации.
  • Активизировать поведенческие навыки детей, формировать у детей умения налаживания контактов в мире детей.
  • Продолжать закреплять навыки участия ребенка в совместных играх с другими детьми.
  • Развивать умение выстраивать логические цепочки, анализировать последствия негативного поведения по отношению к своим сверстникам.
  • Активизировать мыслительную деятельность, расширять словарь детей по теме “ Дружба”, развивать связную речь и общие речевые навыки.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей добрые чувства к сверстникам, желание заботиться о друзьях, учить детей чувствовать тепло дружеской ладони.
  • Способствовать возникновению доброжелательности, ответственности, инициативности, дружеских, партнерских отношений, умений договариваться друг с другом, находить совместные решения при выполнении коллективных заданий.

Тип деятельности: Комплексное мероприятие познавательного цикла.

Оборудование: Платочки – на один меньше, чем количество детей; игрушки из киндер-сюрпризов; солнышко, разделенное на четыре части, игрушки медведя, зайца, лисы и ежика; леска с прищепками для размещения рисунков; фломастеры; картина “Ничего тебе не дам”; иллюстрации из набора “Кто здесь настоящие друзья?”; 3–4 тазика с водой и песком; вырезанные разноцветные ромашки по количеству детей..

Ход интегрированной образовательной деятельности:

Появляется Колобок.

– Ребята, я иду на улицу Дружбы, чтобы найти там себе друзей. Вы не знаете, где она находится?

(Ответы детей.)

Воспитатель:

– Улица “Дружбы” волшебная, на нее можно зайти только с таким платочком. Платочек получит тот, кто знает добрые слова.

Одного платочка не хватает.

Воспитатель:

– Дети, как же быть? ……(называет имя того, кому не хватило платочка) огорчен, ему не хватило платочка. Значит, он с нами не пойдет на улицу “Дружбы”? Как же быть? Как помочь ….?

Дети предлагают решения выхода из сложившейся ситуации.

Если дети не догадываются, воспитатель предлагает ребенку держаться за один платочек вдвоем.

Воспитатель:

– Вот мы и на улице “Дружбы”. Дети, а как вы думаете, почему эта улица так называется?

Дети, а у вас есть друзья?

Встаньте в круг, закройте свое лицо платочком и представьте лицо своего друга, когда он улыбается. Откройте платочек и покажите свои веселые лица всем.

Положите платочки на пол и крепко закройте глазки.

В это время воспитатель раскладывает под платочки игрушки из киндер-сюрпризов.

– Дети, откройте глазки, загляните под платочки, возьмите игрушку и спрячьте ее в кулачок, никому не показывайте. Встаньте, топните ножкой, нахмурьтесь, скажите: “Никому не покажу”.

А теперь улыбнитесь, раскройте свой кулачок, покажите друг другу игрушки. Посмотрите, какие у вас у всех разные игрушки.

Положите игрушки на стол, пусть они посмотрят на вас, как вы играете.

Вставайте снова в кружок.

Игра на сплочение детского коллектива.

Дети с платочками берутся за руки и выполняют движения в соответствии со словами.

Мы платочки поднимаем,
Опускаем, приседаем,
А теперь все дружно встали
И платочком помахали.
Руки мы не расцепляем,
В игры разные играем.

На лужайке поутру,
Мы затеяли игру.
Ты – ромашка, я – вьюнок,
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре – раздвигайте круг пошире!

А теперь мы – ручейки,
Все бежим в перегонки,
Прямо в озеро спешим,
Стало озеро большим.
Раз, два, три, четыре – раздвигайте круг пошире!

Дружно встали мы опять.
Будем в солнышко играть.
Мы – веселые лучи,
Мы резвы и горячи.
Раз, два, три, четыре – раздвигайте круг пошире!

Воспитатель:

– Дети, слышите, кажется, кроме нас еще кто-то о солнышке разговаривает.

Ой, да это зверята на полянке спорят. Садитесь, послушайте, о чем идет спор.

Показ настольного театра “Чье солнышко?”.

Медведь: С олнышко мое, потому что я больше вас всех, сильнее вас всех.

Заяц: Нет, солнышко мое, потому что я бегаю и прыгаю быстрее всех и солнечные лучи тоже любят со мной бегать и прыгать.

Лиса: А у меня у лисенка, шубка такого же цвета как и солнышко, поэтому солнышко мое.

Еж: А у меня ежика иголок много, они длинные и прямые, как лучи у солнышка, поэтому оно мое.

Зверята тянут солнышко в разные стороны, оно распадается на части.

Воспитатель: Что же вы наделали? Вот и не стало больше солнышка. Всем теперь грустно и холодно. Ребята, а вы хотите помочь зверятам снова собрать солнышко?

Дети составляют из частей солнышко.

Психогимнастика.

– Соедините свои руки над солнышком. Представьте, что солнечные лучики, заглядывают вам в глазки, побежали по спинке, по ногам и рукам, они гладят вас и ласкают, как будто хотят с вами подружиться. Почувствуйте теплоту ваших рук.

А теперь посмотрите на свои ладошки. У мальчиков они сильные и крепкие. У девочек они нежные и ласковые. Но у всех вас руки добрые и умные.

Вот ладошка левая,
Вот ладошка правая,
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны друзья.
Добрые руки умеют дружить,
Ловкие руки – рисовать и лепить.

Сейчас каждый из вас возьмет за руку своего друга. Почувствуйте тепло руки вашего друга.

А вы хотите нарисовать портрет руки своего друга?

Контактное рисование.

Один из детей прижимает ладонь к листу бумаги, а другой ее обводит. Затем меняются местами. Далее украшают эти ладошки, рисуют глазки, улыбки. Затем оформляют выставку и рассматривают работы.

Воспитатель:

– Какие у вас получились добрые и веселые ладошки!

Повторите вместе со мной такие добрые слова: “Я люблю своих друзей, а друзья любят меня!”.

Какие вы дружные ребята. А я вот хочу рассказать вам историю об одном мальчике.

Во дворе кричит Егорка:
Моя книжка! Моя горка!
Мячик мой! Моя скамейка!
Ничего я вам не дам,
Я во все играю сам.
Во дворе грустит скамейка,
Рядом мяч, лопатка, лейка,
Во дворе скучает горка,
И стоит один Егорка.

Воспитатель:

– Как вы думаете, почему Егорка остался один без друзей?

Какое у Егорки настроение?

Почему? Подберите пиктограмму.

Ребята, а вы умеете дружно играть без игрушек?

Подвижная игра “Магазин игрушек”.

Дети выступают в роли игрушек.

Дин-дин-дин-дин

Открываем магазин.
Заходите, заходите
Покупайте, что хотите.

1-й ребенок:

На куклу посмотрите,
И к себе домой возьмите,
Буду вас любить и слушать,
А зовут меня Катюша.

Воспитатель:

Кто игрушку покупает,
И с собою забирает?

Ребенок-кукла:

Прежде чем меня забрать,
Должен ты со мной сплясать.

2-й ребенок:

Чок-чок-чок-чок
Закружился мой волчок.
Он жужжит, гудит, поет,
Поиграть ребят зовет.

Воспитатель:

Кто игрушку покупает
И с собою забирает?

Ребенок-волчок:

Прежде чем меня забрать,
Должен ты со мной сплясать.

3-й ребенок;

Я – конек не простой,
Я – конек заводной.
Топ-топ, цок-цок,
Забирай меня дружок

Воспитатель:

Кто игрушку покупает,
И собою забирает?

Ребенок – конек:

Прежде чем меня забрать,
Должен ты со мной сплясать.

Ребенок– мяч:

Я прыгун – веселый мячик,
Не люблю того, кто плачет,
Не люблю того, кто плачет,
А люблю того, кто скачет.

Воспитатель:

Кто игрушку покупает,
И собою забирает?

Ребенок – мячик:

Прежде, чем меня забрать,
Должен ты со мной сплясать.

Колобок:

А я, ребята, – Колобок ,
Колобок – румяный бок
Кто из вас со мной решиться
Очень крепко подружиться?

Воспитатель:

– Что нужно для этого сделать?

Поведенческий тренинг “Найди себе друга”.

– Сейчас мы будем говорить Колобку добрые слова

(Ты, Колобок, хороший. У тебя веселая песенка. Мне нравится твоя сказка. Давай с тобой дружить. Ты красивый. У тебя румяные щечки.)

У нас с вами появился новый друг.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки.

1. Мальчики дерутся из-за машинки.

2. Девочка ест конфеты, никого не угощает.

3. Мальчик показывает язык детям.

4. Мальчик дергает девочку за косичку.

Воспитатель:

– Дети как вы думаете, у этих детей будут когда-нибудь друзья?

А как вы думаете, как можно помочь этим ребятам?

(Ответы детей.)

Поведенческий тренинг.

Воспитатель:

– А я знаю правило, которое называется “Возьми себя в руки”. Оно помогает избежать ссор. Как только вы почувствует, что хотите кого-нибудь стукнуть, укусить, отобрать игрушку у другого, то есть простой способ справиться с собой.

Сделайте так: обхватите ладонями локти, сильно прижмите руки к груди и немного постойте, как будто взяли себя в руки. После этого улыбнитесь.

Дети, а на улице “Дружбы” есть песочный дворик.

Зовите Колобка поиграть в нем.

Пальчиковая гимнастика – игра “Песочный дворик”.

Сделаем во дворике (приседают)
Из песочка домики (делают над головой домик руками)
Быстро дело спорится (встают)
Куклин домик строится (руки над головой в виде домика )
В гости кукла приглашает (машут руками, приглашают)
Сладким чаем угощает (руки разводят в стороны)
Приходите все игрушки (машут руками, приглашают)
Будет тортик вам и плюшки (руки разводят в стороны)
Лана лепит колобок (лепят руками пирожки)
А Егорка теремок (руки над головой в виде домика )
Даня лепит разных рыб (прижимают ладони одна к другой и двигают ими)
Ну, а Оля – белый гриб (одна рука в кулак, а другой ладошкой делают шляпку)
Все, что только захотим (хлопают в ладоши)
Из песка мы смастерим.

Воспитатель:

– Ребята, пора нам возвращаться снова в детский сад.

Тест на выявление комфортности пребывания ребенка в группе.

– Расскажите, пожалуйста, Колобку, с каким настроением вы идете в детский сад? Покажите пиктограмму. Расскажите, как вы живете в детском саду?

1-й ребенок:

Есть на свете чудо-сад,
В этот сад идти я рад.
Здесь и летом и зимой все мои друзья со мной.

2-й ребенок:

Мне здесь очень интересно,
Целый день с друзьями я,

3-й ребенок:

Вместе книги мы читаем,
Вместе песни мы поем,

4-й ребенок: Вместе весело играем,

Все: Вообщем, дружно мы живем.

Рефлексия образовательной деятельности.

Воспитатель:

– Дети, возьмите свои платочки и те, кому понравилось играть на улице “Дружбы”, помашите платочком. Расскажите, что вас больше всего обрадовало, чем вам понравилось заниматься.

Колобок:

– Спасибо, ребята. Сколько интересного я узнал сегодня. Но, главное, я понял, что друзья живут рядом, нужно только уметь с ними подружиться.

До свидания, ребята. Пойду, попробую подружиться с волком, медведем и лисой.