Адаптация ребенка в детском саду в сотрудничестве с родителями


Одной из задач проекта нашего детского сада “Здоровый ребенок – в общество” направлена на обеспечение психологического комфорта и легкой безболезненной адаптации детей к дошкольному учреждению. Мы считаем, что одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие и хорошее самочувствие детей, является единство педагогических воздействий со стороны тех, кто участвует в воспитании, особенно в тех семьях, где ребенком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослые, и действия их не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях. В рамках курсов повышения квалификации мною был прослушан спецкурс авторов программы “Кроха” по проблеме “Психология и педагогика раннего возраста”, что и послужило внедрением в практику работы программы “Кроха” Г.Г.Григорьевой, Д.В.Сергеевой, Н.П.Кочетовой. Почему я все-таки обратила внимание на эту программу?

Мы все знаем, что с поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Это и послужило причиной тому, что проблема привыкания ребенка к детскому саду стала очень актуальной. Поэтому я пришла к выводу о том, что мне необходимо обратить особое внимание на данную проблему. Моя работа осуществляется благодаря созданному в группе раннего возраста проекту “Познаем вместе”. Данный проект осуществляется по четырем блокам:

Информационно-аналитический предполагает сбор сведений о родителях и детях, общекультурном уровне родителей, наличии у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Знакомство с родителями происходит до поступления детей в детский сад, а также и до рождения ребенка. Сначала родители встречаются с заведующей, педагогом-психологом, воспитателями и получают необходимые рекомендации. Для изучения семьи используются социологические опросы, анкетирование.

Методический блок обеспечивает адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада, развитие личности ребенка, просвещение родителей.

Вся работа сводится к следующему: родители – участники педагогического процесса. В основе содержания образования в группе раннего Возраста лежит программаКроха”, отвечающая специфике образовательного процесса и ориентированная на семейное воспитание; развитие ребенка идет в разных видах деятельности при общении со взрослыми. работа с родителями – один из важнейших аспектов содержания деятельности. В отличие от других групп детского сада, родители находятся с детьми, либо, наблюдая за ними, принимают участие в играх.

Неотъемлемой частью организации работы по реализации программы “Кроха” является изучение уровня психического развития детей (педагогом-психологом) методом наблюдения за их деятельностью.

В организации работы данного блока большое значение имеет предметно-развивающая среда, домашний вид которой необходимо наполнить содержанием по линиям развития ребенка. Среда очень мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Предметно-развивающая среда мотивирует деятельность детей. С ними проводятся индивидуальные, подгрупповые занятия по разным видам деятельности.

С первого дня ребенок с мамой попадает в атмосферу тепла, внимания, заботы. Через интересные игры и занятия ребенок учится общаться, появляются доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, т.е. развивается сам ребенок.

Для ребенка, поступающего в ДОУ, большое значение имеет сформированность культурно-гигиенических навыков, самостоятельность их применения. Эти навыки дети успешно приобретают к концу года.

Наглядно-информационный блок предполагает ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями учебно-воспитательного процесса. Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду. Под девизом “всех пап и мам приглашаем в гости к нам” два раза в год проводится День открытых дверей, когда родители могут побывать на развлечениях, праздниках. С целью создания доверия и информированности организуется показ – презентация видео роликов “А у нас в детском саду”. В “Родительской гостиной” сосредоточена настенная и настольная, наглядная информация по теме “Ребенок познает мир”, “Мы растем” и др.

Медицинский блок обеспечивает консультативную помощь в виде бесед с родителями по вопросам профилактики, оздоровления детского организма. Своевременно заполняется паспорт здоровья ребенка, с момента поступления ребенка в ДОУ воспитателем заполняется индивидуальная карточка адаптации.

Педиатры районной ЦРБ беседуют с мамами о профилактике и лечении, выявленных при осмотре заболеваний, направляют к специалистам.

Реализация данного проекта “Познаем вместе” была бы невозможна без составленной структурно-функциональной модели взаимодействия ДОУ и семьи, плана работы на основе программы “Кроха”.

Результатом данной работы является успешная адаптация детей к условиям детского сада, что прослеживается на всем протяжении пребывания ребенка в группе раннего возраста.

В конце года заметна положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях, сенсорных представлениях, речевом общении. Все это результат целенаправленной, системной работы педагогов, родителей проекта “Познаем вместе”, содержательной предметно-развивающей среды, мотивирующей деятельность детей с учетом разного уровня их развития.

Подведение итогов моей работы предусматривает презентацию проекта “Познаем вместе” на педагогическом пробеге ДОУ.

Литература:

  1. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для дошк.образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – 5-е изд., перераб.– М.: Просвещение, 2003.– 253 с.