Занятие во 2-й младшей группе по развитию речи и аппликации "Платочек для матрешки"


Цель: знакомство с народной игрушкой – матрёшкой, развитие детского творчества.

Задачи:

  1. Учить узнавать и называть  популярную русскую народную игрушку – матрёшку.
  2. Обогащение словаря и активизация в речи детей  слов: матрёшка, деревянная кукла, круглолицая, румяная, русская народная игрушка, шёлковый платочек.
  3. В аппликации учить пространственной ориентировке на плоскости листа бумаги: в углу, в середине, рядом.
  4. Развивать наблюдательность, ручное умение, глазомер.
  5. Воспитывать художественный вкус, аккуратность при наклеивании форм, терпение при выполнении работы.

Предварительная работа:

Материал и оборудование к занятию:

  • кукла матрёшка;
  • готовые формы для аппликации;
  • образец платочка для матрёшки;
  • клей, клеёнка, салфетка и др.

Ход занятия

Дети стоят в кругу.

- Ребята, у вас  у всех есть любимая игрушка. Расскажите, с какой игрушкой вы любите играть?

Ответы детей: «Я люблю играть в кубики», «Я играю с машинкой», «Я люблю играть с куклой Катей».

- У меня тоже есть любимая игрушка. А знаете какая?

Отгадайте загадку:

- Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна.
Разбираю, собираю…
То их восемь, то одна.
Вся она как маков цвет-
Сарафан на ней надет,
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню.
Больше всех её люблю.
Маленькую крошку-
Красную… матрёшку.

- Правильно, ребята, это матрёшка.

Выставляю матрёшку, а дети садятся на стульчики.

- Весёлая игрушка, расписная матрёшка издавна была самой  любимой игрушкой  на Руси.

Раскрываю фигурку матрёшки и выставляю их в ряд.

- Много кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех  Матрёшками зовут!
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!

- Про эту игрушку можно сказать, что она и разъёмная и складная, не разнимается только самая маленькая матрёшка. А большие матрёшки раскрываются на две части, и в ней оказывается ещё одна, и ещё одна, и так до восьми кукол. Фигурка матрёшки вырезается из дерева, затем её  расписывают.

- Скажите, во что одета матрёшка?

Ответы детей: матрёшка одета в блузку, сарафан, на голове платочек, она красивая, большая и т.п.

- Одежда у матрёшки яркая, красочная, сарафан цветастый, на голове платочек. А украшена одежда или цветами, или горошинами, или листочками. И такую игрушку делают только у нас в России. Матрёшки – куклы весёлые. Посмотрите, как они нам улыбаются, а ещё они любят танцевать  и приглашают вас поплясать.

Физкультурная минутка (звучит отрывок русской плясовой «Камаринская», дети выполняют танцевальные движения за воспитателем).

- Мы матрёшки, мы сестрички,
Мы толстушки, невелички.
Как пойдём плясать и петь,
Вам за нами не успеть!

- Ребята, давайте нашим матрёшкам сделаем подарок: мы для них  приготовим платки.

Дети садятся за столы. Показываю готовый образец платка.

- Нравится вам платок? Сейчас и у вас такой получится.

Объясняю последовательность выполнения работы: формы располагаются ритмично в углах и в середине квадрата-платка. Обращаю внимание, что наклеивать надо сначала кружки красного цвета в определённом порядке: вверху, внизу, слева, справа, а затем между ними мы будем наклеивать кружки жёлтого цвета. По ходу выполнения детьми работы, напоминаю, что наклеивать надо аккуратно, а излишки клея вытирать салфеткой, а, намазав клеем деталь, положить её клеем вниз на лист бумаги (платка) и плотно прижать мягкой салфеткой.
После выполнения работы, организовать выставку: рассмотреть с детьми все работы и полюбоваться ими, отметить, что все постарались порадовать наших матрёшек.

- Ой, ты барышня-матрёшка
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!