Занятие в старшей группе по познавательному развитию дошкольников на тему "Знакомая незнакомка"


Цель: Расширять знания детей о животных.

Задачи:

Дидактический материал к занятию:

Словарная работа:

  • легенда;
  • тонкий слух,
  • острое зрение;
  • вибрысы;
  • семейство кошачьих,
  • породы кошек:
  • кхмерская, русская голубая, сибирская, камышовый кот, сиамская, персидская красная).

Ход занятия

I часть

Воспитатель. Дети! К нам в группу пришла гостья. Всем вам она знакома, а вот кто она можно узнать, отгадав загадку.

«Хвост пушистый и усы
Нет приятнее красы!
Лапки – мягкие подушки.
Кверху поднятые ушки.
Ну, подумайте немножко.
Догадались? Это…?» (кошка).

(Звучит мелодия песни «Я кошка, кошка, кошка…» из музыкальной сказки «кошка, которая гуляла сама по себе»)

Входит «Кошка» (воспитатель в костюме кошки, совершая плавные движения под музыку).

Кошка: Мяу, Мяу! Здравствуйте, мои друзья! Я так спешила к вам, боялась опоздать. Сегодня мне хочется побыть с вами, много нового рассказать о моих братьях и сестрах и услышать от вас, что вы знаете о нашем «семействе кошачьих».

II часть

1. «Рассказ кошки»

Кошка: Мы, кошки живем рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор остаемся таинственными.

В разные времена к нам относились по – разному: одни - почитали, уважали, заботились, считали «священными животными». Когда кошка умирала, ее оплакивали, осыпали дарами - сухими мышами.

В других странах кошек не любили, их даже преследовали. Считали, что в кошках поселился дьявол. Особенно не везло черным кошкам, полагали, что черные кошки приносят в дом несчастье.

Воспитатель: «А я знаю легенду о кошке. Хотите ее послушать?»

2. «Легенда о кошке»

Рассказ воспитателя:

«В Японии, после одной истории, кошек стали любить и уважать.

Однажды владельцу чайной лавки, у которого шли плохо дела, подарили в подарок «статуэтку – кошку».

Она ожила и стала работать на кассе. Это так удивило хозяина и всех посетителей. Людей все больше и больше стало заходить в чайную. И, благодаря кошке, дела у хозяина пошли на поправку.

С тех пор в чайных Японии стали держать кошку».

Кошка: Мур, мур! А вы знаете представителей семейства кошачьих, моих сестер и братьев?

3. Дидактическая игра «Назови «кошачьих»

(Рис. №1 (приложение))

(Картинки, с изображением представителей семейства кошачьих: оцелот, пума, гепард, каракал, леопард, тигр…)

Кошка: А что вы знаете обо мне?

4. «Расскажите обо мне»

(Рис. №2 (приложение))

(Составление описательного рассказа о кошке по картинно – графическому плану.)

  • Кто это. Как называют это животное?
  • Домашнее или дикое?
  • Как называется жилище животного?
  • Чем питается?
  • Какую пользу приносит человеку?

Воспитатель: Кошечка, а дети знают о тебе много интересного, то, что отличает тебя от других животных

(Рассказы детей)

1-й ребенок: У кошки очень тонкий слух. Кошка слышит тонкий шорох, который идет от мышей. Кошка настораживается. В то же время кошка может не обратить внимание на громкую музыку, которая раздается у нее под самым ухом.

2-й ребенок: У кошки острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машины. В ночное время у кошки в глазах можно заметить зеленый отблеск. Глаза у кошки крупные, смотрят в одном направлении. Кошка умеет определять расстояние до предмета, добычи. Кошка спокойно ходит в темноте, помогают ей в этом усы – «вибрысы».

3-й ребенок: Кошка очень чистоплотна и часто умывается с головы до лап. Но кошки не столько вылизывают грязь, сколько свой собственный запах. Все кошки – охотники: и домашние и дикие охотятся из засады. И если мышь учует запах кошки, почует опасность- кошка останется голодной.

4-й ребенок: Ходит кошка бесшумно, втягивая коготки и ступая мягкими подушечками лазает ловко.

Кошка: Как мне приятно слышать от вас, какие мы, кошки, что мы умеем, где гуляем, чем питаемся. Спасибо!

Дети, вы сказали, что мы, кошки, живем в доме человека. Да, я действительно живу с людьми уже давным – давно, но не всегда делаю то, что желают люди.

5. «Я - кошка»

(Стихотворение – шутка о том, как поводит время кошка в доме человека.)

«Я – кошка первой вхожу в дом
И живу подолгу в нем.
То мяукну, то играю,
То куда – то исчезаю.
Исчезаю далеко,
А когда приду обратно,
То из блюдца аккуратно
Пью сырое молоко».

Воспитатель: Так чем же занимается кошка в доме человека? Что вы можете еще добавить?

Кошка: Мяу, вы, верно, устали? А хотите поиграть со мной?

6. Физкультминутка «Кошкины повадки»

(Дети выполняют движения, подражая кошке: ходьба на носках, прыжки с продвижением вперед, прыжки влево, вправо…)

 «Покажу я вам немножко,
Как ступает мягко кошка: (кошка тихо идет на носочках)
Еле слышно: топ – топ – топ,
Хвостик снизу: оп – оп – оп. (кошка виляет хвостом)
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой – быстрой (прыжки с продвижением вперед)
Ввысь бросается отважно.
Скок да скок, еще подскок. (подскоки на месте)
То вперед, а то отскок, (прыжки влево, вправо)
А потом мяукнет: «Мяу!» (мяукает)
Я в свой домик убегаю!» (бежит в свой «домик» на стульчик)

Кошка: Мы, кошки, очень любим, когда нас хвалят, ласкают. Мы тогда от радости закрываем глаза, прищуриваем их от удовольствия и мурлычем: «Мур - мур - мур!».

Я хочу чтобы вы «похвалили» меня, какая я (сказали ласково): «Кошечка ты…

7. Игра «Кто похвалит меня»

(Подбор определений к слову «кошка». В случае затруднений детей, воспитатель задает наводящие вопросы).

Ответы детей:

  • важная
  • грациозная
  • пушистая
  • нежная
  • чистоплотная
  • чуткая
  • ловкая
  • быстрая
  • озорная
  • зоркая…

8. Сценка «Странная кошка»

Ребенок:

«Не пойму я кошку эту!
Я ей тычу в рот конфету.
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднес
Вот так я тебя жалею
Ну, чего ты хочешь кошка?»

Кошка:

Говорит она:
«Немножко, хоть немножко пожалей,
Отпусти меня скорей».

Кошка: 9. «Распознай, какой породы кошки»

(Найти отличия у кошек: внешний вид, окрас шерсти, цвет глаз, название породы, ассоциации с названием породы…)

(видео – задание)

(Рис. №3)

III часть

Кошка: Мы, кошки, окрашены по – разному, и скажу вам по секрету, я
очень люблю рисовать. А вы?

10. Игра «Хоровод красок»

(Закрепить способы получение краски путем смешивание двух основных красок.)

Кошка: Давайте еще поиграем.

 «Я хотела б рисовать,
Но не знаю, как начать.
Краски, краски, где вы?

(«капельки» - краски, фланелеграф)

 «Я возьму три краски, (синяя, желтая, красная)
Краски основные
Из них состоят и другие.

Кошка:

  1. «Если красная с желтой смешается,
    Какая же краска получается?»

(Ответы детей: «Если …, то … оранжевая получается»).

  1. «Если красная с синей смешается,
    Какая же краска получается?»

Воспитатель: В память о нашей встрече, нам бы хотелось бы нарисовать тебя, кошечка, и твоих братьев и сестер (в разных позах: «кошка сидит», «кошка лежит», «кошка спит, свернувшись в клубок»).

11. Рисование красками «Кошечка»

(Закрепить нетрадиционный способ изображения - «тычком»)

(Дети выбирают и разукрашивают силуэты кошек: спящая кошка, лежит, свернувшись в клубок, сидит спиной.)

(Рис. №4)

12. «Выставка кошек»

(Оценка работ детьми.)

Кошка: Спасибо вам, дети, а сегодняшнюю встречу. Мне пора уходить. Я благодарна вам, дети, за столь блестящие знания о братьях ваших меньших, о нас, кошках. Спасибо!

До скорой встречи! «Мур! Мяу!»

Приложение. Рисунки к уроку.