"Я сам!" Выступление на районной конференции "Раннее детство – это серьезно"


Самостоятельностьочень важная черта личности человека и очень неоднозначная. Как часто мы сетуем на неумение своего ребенка занять себя, придумать игру, на его неспособность выполнить простую просьбу: у него все валится из рук, самое элементарное задание вызывает затруднение, действия неуклюжи; начатое он не доводит до конца, отвлекается. Приходится с сожалением констатировать: Самостоятельность не сформирована. А может, она просто несвойственна детям до определенного возраста? Тогда в каком возрасте возникнет? Можно ли ее целенаправленно формировать? Если да, то когда и как? Вопросов много. Постараемся в них разобраться.

Припомните, пожалуйста, когда ваш ребенок впервые заявил: “Я сам”. В связи с чем? Происходит это, как правило, между вторым и третьим годами жизни. Приблизительно в этом возрасте, на границе раннего и дошкольного детства, ребенок начинает отстаивать свое право на самостоятельное осуществление действий, средства защиты этого права самые разнообразные; их арсенал неистощим.

Вот малыш вырывает руку у мамы, которая ведет его вниз по лестнице и заявляет: “Моя ручка” (имея в виду, что спускается сам и держать его не надо). Законное требование. Такое устремление двухлетнего мальчика заслуживает уважения. Еще один пример. Мама Димы (2,5 года) машинально начинает раздевать сына, вернувшегося домой из детского сада. Вдруг ребенок валится как подкошенный на пол и молча лежит. Мама весело смеется: “Прости, Дима, я забыла”. Она вновь надевает носочки на ребенка, обувает его. И тогда мальчик поднимается с пола, и все начинает сначала: вешает пальто, шапочку на вешалку, снимает сапожки, и как ни в чем не бывало, бежит в комнату к своим игрушкам. Да, он продемонстрировал недовольство ущемлением своего права на самообслуживание. Мама оценила его недовольство как законное и исправила свою ошибку.

Однако подобные ситуации не всегда завершаются так мирно. И тому такой пример. Однажды Вова (2 года 10 месяцев) по собственной инициативе принес дедушке тапочки. Растроганный, дед поцеловал внука и от души похвалил его. С тех пор подавать тапочки взрослым стало исключительным правом Вовы, которое он ревностно оберегал. Однажды дедушка вернулся с работы в плохом настроении, а Вова не сразу оторвался от игры. дедушка переобулся сам, вошел в комнату. Вот тогда и увидел его мальчик: “Сними, я сам дам тебе тапочки”,— “Еще чего”. — “Сними”,— со слезами в голосе просил Вова. “Не сниму”,— упорствовал старший. А у мальчика уже градом катились слезы, он уже кричал, требовал, дедушка не уступил. Малыша с трудом удалось успокоить. Прошло несколько дней. И теперь на просьбу дедушки принести ему тапочки мальчик ответил нехотя: “Не видишь, что ли: у меня пожар, тушить надо”. Просьбу взрослого он не выполнил.

На первый взгляд выстраивается простая и ясная картина. В определенный момент жизни у ребенка возникает стойкое желание выполнять какие-то действия самостоятельно. Он стремится к этому всеми силами. Если взрослые поддерживают его, излишне не опекают, понимают, то тогда успешно развивается эта положительная черта характера.

К сожалению, не все так просто. Многие родители замечают, что их дети слов “я сам” не произносили никогда, никаких попыток самостоятельных действий не предпринимали, хотя их всячески побуждали к этому. Другие доказывают: настойчивое стремление к самостоятельности в 2—3 года к 5—6 годам резко падает. И среди этих других мама Димы, столь своеобразно отстаивавшего свое право на самообслуживание в два с половиной года. В шесть лет ее мальчик, спокойно, абсолютно не протестуя против помощи, позволял маме одевать себя. Выходит, что первые признаки самостоятельности со временем исчезают. Тогда, может быть, первые слова “Я сам”, как и первые попытки самостоятельно действовать, к самостоятельности никакого отношения не имеют? Нет, имеют и самое непосредственное, но они пока еще не являются самостоятельностью в полном объеме. А что же тогда представляет собой полная самостоятельность?

Самостоятельность — это не любое стремление ребенка действовать по своей инициативе. Психологи и педагоги считают, что самостоятельность не имеет ничего общего со стихийным поведением. Она проявляется в способности действовать без помощи взрослых, но в соответствии с установленными правилами. При сформированной самостоятельности ребенок действует сам, но так, как его научили взрослые. “Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, отвечающих требованиям взрослых, может быть воспитана подлинная самостоятельность, как ценная черта личности”,— пишет известный психолог профессор А. А. Люблинская.

Самостоятельность, как и другие качества личности, проявляется и воспитывается только в деятельности. Ребенок, лишенный возможности действовать, фактически лишается самого главного условия своего развития. Воспитывать самостоятельность надо в той деятельности, которой ребенок уже овладел. В раннем детстве эта черта легко воспитывается в процессе действия с предметами, так как предметная деятельность — ведущий вид деятельности малыша.

Очень рано дети стремятся самостоятельно есть, одеваться, умываться, так как это связано с удовлетворением насущных потребностей. Однако если детей не обучать действиям и умениям, то ребенок будет не способен проявлять активность. Поэтому воспитание самостоятельности тесно связано с формированием умений и навыков, с овладением деятельностью. Научите ребенка, как правильно держать ложку, в какой последовательности раздеваться, застегивать пуговицы и дайте ему возможность действовать.

Повторяя, он усвоит эти умения - важно лишь не спешить. Понукания и обзывания: “Ну, быстрее”, “Копуша” не способствуют развитию самостоятельности. Показав, как построить из песка “гараж”, как завернуть “дочку” - куклу в одеяло, как приготовить “кашу” из травки-купавки, родители создают условия для возникновения в будущем игр по инициативе ребенка. Показ действий необходимо сопровождать словесным проявлением, иначе ребенок может не заметить некоторые важные моменты. Так вот оказывается, почему не все дети, достигнув трехлетнего возраста, просят, чтобы им разрешили действовать самостоятельно. Они слишком рано оказались без помощи и поддержки родителей. Их слишком рано и интенсивно приобщали к самостоятельности, а они еще были к этому не готовы. И, как результат, “синдром беспомощности”.

Постепенно надо развивать у детей самостоятельность и в других видах деятельности. Например, для воспитания у ребенка желания трудиться родители должны показывать, как трудятся взрослые, поддерживать интерес к наблюдениям за домашним трудом. Дети обычно любят смотреть, как папа чинит утюг, копает грядки, как мама стирает белье, делает винегрет, печет пироги. Пусть ваш ребенок будет с вами, когда вы делаете уборку в квартире, трудитесь на участке. Не отгоняйте детей от себя, а, наоборот, привлекайте внимание к некоторым действиям.

Наблюдения вызовут потребность подражать. Хорошо, если родители создадут условия для более активного участия ребенка в труде: дадут тесто — пусть сделает булочку, или тазик с водой — пусть постирает мелкие вещи. Необходимость применения того или иного трудового действия следует обосновывать, чтобы обеспечить осознанность трудовой деятельности. Например, обучая свою дочку стирке белья или разделке - теста, мама говорит: “Сначала надо намочить платочек, а потом намыливать, а то мыло не будет мылиться”, “Надо сначала обмакнуть тесто в муке, чтобы скалка не прилипала”. Если родители не будут объяснять ребенку целесообразность того или иного трудового действия, а ограничатся лишь указанием “так надо”, то у ребенка может пропасть интерес к труду, он будет действовать по своему усмотрению.

Если непосредственно к труду вы не можете вызвать желания, то используйте интерес ребенка к другим видам деятельности: игре, рисованию, слушанию сказок. Предложите ему сделать уборку в игровом уголке, постирать белье для куклы, подклеить любимую книжку, посеять овес для канарейки — и ребенок захочет выполнить трудовое задание.

В любом виде деятельности надо постепенно переводить ребенка на самостоятельную основу. Уровень самостоятельности должен повышаться в связи с возрастающими возможностями. Пусть вначале ребенок самостоятельно получает только результат, а цель, способы и план деятельности определяются и выполняются с помощью родителей. Потом можно" требовать от ребенка самостоятельного выполнения задания, предложив ему самому спланировать свою деятельность, наметить способы решения поставленной задачи. По мере усвоения умений и навыков следует повышать требования к качеству выполнения: учить ребенка самостоятельно намечать цель своей деятельности (замечать необходимость уборки, устранения неполадок в одежде и др.).

А в заключении мне бы хотелось вам сказать.

Ваш ребенок уникален. Как смеется ваш малыш, так не смеется никто! Как он ест, говорит, бегает, шалит, шутит, так никто никогда этого не делал. Даже если он “как две капли воды” похож на папу, маму, прадедушку или кого-то из близких или далеких родственников. Он индивидуален во всем: в своих желаниях, мотивах, которые определяют его поведение, в том, как он любит своих родителей. Другого такого замечательного ребенка как ваш, нет на всем белом свете. Он самый лучший! Любите, уважайте своих детей, и тогда все у вас получиться.

Приложение.

Использованная литература.

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: 1968.
  2. Воспитателям и родителям / Под ред. М.В. Залужской – М.: 1995.
  3. Дошкольник в семье / Сост. В. И. Чудакова, Р.В. Добкин. – Минск. 1994.
  4. Кон И.С. Открытие “Я” – М.: 1978.
  5. Ольшанский Д.В. Я сам! (Очерки становления и развития детского “Я”). – М.: Знание, 1986.
  6. Островская Л.Ф. Каким растет ваш ребенок? – М., Педагогика . 1977.
  7. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: 1982.
  8. С чего начинается личность /Под. общ. ред. Р.И. Косолапова. – Изд. 2-е. – М.: 1983.