Эстетическое развитие старших дошкольников при обучении декоративно-прикладному искусству (на примере батика)


Батик  вид декоративно-прикладного искусства, который дарит людям радость и веру в волшебную силу искусства. Недаром его прозвали Волшебным Батиком, а тех, кто расписывает ткань, называют настоящими волшебниками. Какую радость испытывает ребенок, видя, как обыкновенные краски преображают ткань.

Но увлеченность и интерес сами не рождаются. Они воспитываются педагогом. Недаром французский просветитель Д. Дидро писал: “Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерстве”.

Дошкольное детство  благодатное время для взращивания древа добра и красоты. Изобразительное искусство помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире.

В детском саду ребенок имеет возможность попробовать себя в работе с разными изобразительными материалами. А систематические занятия музыкой, театрализованные представления создают условия для полноценного эстетического развития, способствуют приобщению к мировой культуре. Очень важно в своей работе учитывать возрастные особенности детей и помнить, что в основе обучения должна лежать игра. В игре развивается память ребенка, игра влияет на развитие его речи, в игре дошкольник приобретает навыки общения, усваивает моральные нормы отношений между людьми, игра активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков, в игре развивается фантазия ребенка. И так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, сказка может быть незаменимым помощником. Язык сказки доступен ребенку, он погружается в нее, становится действующим лицом. Этим-то сказка похожа на игру. Стоит произнести слова “В некотором царстве, в некотором государстве...”, и ребенок тут же покидает реальный мир и уносится в мир фантазий.

Каждый человек хоть один раз в жизни мечтал стать волшебником. Но не попав в сказку, вряд ли в реальной жизни это возможно. Творчество это тоже волшебство. Создание прекрасных картин, скульптур, тканей – волшебство. Чувства, которые испытывает ребенок,  восхищение миром, радость, свои детские переживания, он может выразить с помощью красок, карандашей, музыки. Поэтому, рассматривая детский рисунок, мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка, мы можем понять, что его беспокоит, что он любит, как он относится к людям, о чем мечтает.

Приобщать детей к восприятию искусства и развивать к нему интерес – это одно из основных направлений работы педагогов в детском саду. Батик, является одной из форм искусства развивать в детском сознании чувство прекрасного, улучшает эстетическое восприятие и художественно – творческие способности, позволяет сформировать щепоть, развить мелкую моторику рук и речь.

Занятие для средней группы по батику “Сказки осени”.

Цель: Учить детей закрашивать рисунок кистью, ритмично наносить мазки не выходя за пределы контура. Формировать представление о том, как можно смешивать цвета. Продолжать закреплять и обогащать представление детей о цветах и оттенках окружающих предметов. К уже известным цветам и оттенкам добавлять новое (коричневый, оранжевый и светло зеленый). Закреплять умение правильно держать кисть, промывать ее перед использованием другого цвета, и промачивать о салфетку.

Воспитывать умения создавать коллективные работы, поддерживать дружеское отношение при оценке работ друг друга. Воспитывать художественно – творческие способности, восприятие и воображение.

Что нужно для работы: подрамник и белая ткань, специальные краски “Батик” фирмы “Гамма”, кисти, соль, баночка для воды, палитра, подставки для кисточек, салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание листьев на деревьях на прогулке.

Методика проведения занятия:

Воспитатель. Ребята, сели все прямо, спинки выпрямили ножки поставили ровно. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие, в волшебную осеннюю сказку. Но пойдем мы туда не одни, с нами пойдет гостья.

В группу входит волшебница Осень.

Осень. Здравствуйте ребята, вы собрались в путешествие по волшебной сказке, но злая волшебница украла все цвета из этой сказки. Чтобы расколдовать сказки, нужно выполнить задание. (Загадки про овощи.)

Воспитатель: Поможем, ребятки осени?!

Морковка – определяем на вкус (в мешочке кусочки морковки).

Бурая – не мишка,
В норке – но не мышка.
(Картошка.)

Лук – определяем по запаху (в мешочке луковица, ребята нюхают).

Яблоко – на вкус.

В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.
(Тыква.)

Лимон – по запаху.

Капуста на вкус.

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
Ответ (Репка.)

Дети. Отгадывают Тыкву, лимон, репку, яблоко, капуста, картошка, морковь, лук. Фрукты и овощи, по мере угадывания, выкладывает в корзину.

Осень: (Достает из корзины фрукт или овощи и задает вопросы). Что это ребята? Овощ или фрукт? А какого он цвета? А какой он формы, а где растет?

Все цвета у нас: красные, желтые, золотые и зеленые – это мои цвета, Цвета осени! Ой, ребята, смотрите, цвета нашлись, вы их расколдовали, правильно выполнив задание.

Воспитатель. А теперь ребята попрощаемся с осенью. Поблагодарим ее, за то что она принесла нам свои осенние цвета. Пригласим еще в гости, а на прощанье она оставит свою сказку (Осень уходит).

Сказка, в которую мы сегодня попали, называется “Осенняя сказка”.

(На магнитной доске рисунки белочки, елочки и березки).

В один из солнечных осенних дней Белочка делала запасы на зиму  собирала грибы, орешки, ягоды. Прыгая по бору, Белочка увидела молодую Берёзку, которая грустила, опустив свои пожелтевшие ветви.

 – О чём ты грустишь, Берёзонька?  спросила Белочка.
 – Все деревья вокруг зелёные, и сосны, и ели. А я одна пожелтела. Белочка сразу поняла то, что это первая осень для Берёзки.
 – Не грусти, Берёзонька,  сказала она, сейчас такой красивый, жёлтый наряд облетит, и ты уснёшь. А когда проснёшься, вокруг снова запоют птички, ярко засветит солнышко, и ты снова будешь зелёной красавицей.

Вопросы воспитателя.

– Почему у Березки опадали листочки? (Потому что пришла осень.)
– А какие листочки бывают осенью? (Желтые, красные, оранжевые.)

Физкультминутка:

Ели за окном стоят
В небо синее глядят
Ветки в стороны торчат
Белки на ветвях сидят.
Белки прыгают по елкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки,
Белки умные малышки.
Мы под елочкой сидим,
И на белочек глядим.

Воспитатель. Злая ведьма, которая украла цвета из нашей сказки, украла и цвета из волшебного леса, чтобы помочь растениям в волшебном лесу, давайте разукрасим его листочки.

Дети (готовят свои места к рисованию, садятся за сто и выполняют упражнение  разминку).

Кисточку возьмем вот так!
Это трудно Нет, пустяк! Держат кисточку вертикально.
Вправо-влево, вверх и вниз
Побежала наша кисть. Движения кисточкой вправо, влево, вверх, вниз.
А потом, а потом
Кисточка бежит кругом.
Закружилась как волчок,
За тычком идет тычок! Круговые движения кистью. Дети разукрашивают листочки.

Воспитатель: Вы помните, как смешивать цвета? Если смешать красный и желтый, какой получиться цвет (Оранжевый!). Если к зеленому добавить воды то получится… (светло зеленый). Смешиваем краски на палитре.

Мы с вами сегодня будем рисовать не на бумаге, а на ткани! Рисовать мы будем в технике “по сырому”. Вот по нашим листочкам прошелся дождь. (Поливаю из пульвилизатора ткань). При разукрашивание листочков, не выходим за края.

Давайте покажем нашей гостье – Осени, что мы тоже можем быть волшебниками. (посыпаем нарисованные листочки солью).

Воспитатель: Молодцы, у вас получились яркие листочки. Ребятки, посмотрите, у кого листочек самый яркий? Самый аккуратный? Самый оранжевый? Самый желтый? А чей рисунок Вам больше всего нравится? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Ребята, сегодня Вы сделали доброе дело – разукрасили растение в добром лесу. Хорошее у Вас настроение? (Дети отвечают.)

Воспитатель: Посмотрите, в нашей сказке произошло чудо (убирает из центра подрамника ткань). В осенний, дождливый день у нас выглянуло солнышко. А теперь ребятки нам нужно вернуться из волшебного леса в детский сад.