Эстетическое воспитание детей в русских народных праздниках и фольклоре"


Нельзя быть равнодушным к истокам
Национальной культуре, особенно к
русской культуре, пребывающей в
некоторой степени в кризисе

Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая как русская, – нет. А мы знаем, что через культуру воспитывается эстетическое восприятие. Стремление к прекрасному – естественная потребность человека, и её надо воспитывать с раннего детства. через музыку, песни, художественное слово ребёнок в возрасте от 2 до 5 лет жадно познаёт всё многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.

Праздники и развлечения радуют малышей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, сказки, стихи) – самые доступные и эффективные средства эстетического развития маленьких детей. Кроме того, они воспитывают у малышей чувство товарищества, любовь к природе и родной земле.

Различные виды художественной деятельности, основа которых – народное творчество, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, они учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Так, слушая фольклорную сказку, получают представления о добре и зле, слушая музыкальное произведение, учатся понимать и эмоционально реагировать на содержание.

В наше время, время хитов, невольно задумываешься о том, чему учатся наши дети, какую они слышат речь, современный сленг и хочется научить их слушать и слышать нашу народную речь через потешки, русские народные сказки, слушать русские песенки, знакомить их с русскими праздниками.

Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко усваивает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, звуковые, смысловые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, а также к слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

Детский фольклор – это ценное средство в воспитании ребёнка. А музыка для ребёнка – это мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Поэтому мы поставили перед собой ряд задач:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости даёт возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определённой системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительные навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развивать элементарную музыкальную грамотность. Всё это позволит детям действовать осознанно, непринуждённо, выразительно.
  4. Развивать общую музыкальность детей, формировать певческий голос и выразительность движений, так как в этом возрасте если ребёнка обучают и приобщают к активной деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса.
  6. Развивать творческое отношение к музыке в доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает появлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, петь, танцевать.

Затем составили перспективный план поквартально, где учли и знакомство с русскими народными мелодиями «Со вьюном я хожу», «Ладушки», «Поедем сыночек в деревню», и многие другие. Эти и другие мелодии, музыкально-ритмические движения, русские народные игры использовали на праздниках и развлечениях.

Часто использую народный фольклор как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми: в играх, когда обыгрываю игрушку, например, Беру игрушку кошечки и читаю малышам потешку:

Киска, брысь, киска, брысь,
На дорожку не садись,
А то Машенька пойдёт,
Через киску упадёт.

Или другая:

Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубы белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух и курица
С деревенской улицы
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.

Использую потешки и на прогулках, при определённых явлениях погоды (когда идёт дождь или светит солнце, дует ветер или наблюдаем радугу).

«Радуга-дуга не давай дождя,
Давай солнышко-колоколнышко.»

Дети с удовольствием слушают прибаутки, потешки, заклички. Когда обыгрываем действия с куклой (укладываем спать, моем перед едой руки и т.д.), пою колыбельные песенки, читаю потешку «Водичка, водичка...»

Провожу с детьми небольшие театрализованные представления в сказках «Репка», «Колобок», «Курочка-ряба», где дети надевают элементы русских костюмов (сарафаны, косоворотки, кокошники или ленты на голову) дети ещё не совсем до конца понимают смысл всего происходящего, но им нравится переодеваться, играть в эти игры, подпевать взрослым песни. А как они пляшут, когда слышат русские плясовые мелодии! Конечно, со временем они поймут всю прелесть народного творчества и поэтому эта работа требует продолжения.