Эстетическое воспитание детей


Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного.

Одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностейвнимание к детской творческой деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной. Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое , всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием. Именно в рамках всех названных видов деятельности создаются условия для эффективной всесторонней подготовки детей к школе” – так считает специалист в области эстетического воспитания дошкольников Комарова Тамара Семёновна.

Опираясь на мнение Комаровой Т. С. мы считаем, что именно эстетическое воспитание являются крепким связующим звеном между дошкольными учреждениями и начальной школой. Если у ребёнка высокий уровень эстетического воспитания, то и в начальной школе адаптация у него проходит легче. Возникает необходимость в систематизации работы по эстетическому воспитанию в рамках совместной деятельности детского сада и школы, которая освещается на совместных семинарах.

Мы предлагаем сценарий одного из таких семинаров.

Форма проведения: семинар-практикум

Оборудование: интерактивный комплекс, слайды, магнитная доска, магниты, бумага для записей, фломастеры, карточки с вопросами к анализу занятия, силуэт дерева (вырезан из ватмана); изображение плодов, листьев, цветов – по количеству участников семинара.

План проведения

Участники регистрируются, занимают места за одним из двух столов: воспитатели, учителя.

1. Введение в тему

  1. Вступительное слово ведущего
  2. Ледокол “День именинника

2. Основной этап

  1. Теоретическая часть
  1. Практическая часть
  1. Выделение форм эстетического воспитания детей

3. Подведение итогов семинара

Приложение 1, Приложение 2

Ход мероприятия

1. Вступительное слово ведущего семинара.

Доброго дня всем участникам семинара, интересной и плодотворной работы.

Тема нашего сегодняшнего семинара: “Эстетическое развитие детей в условиях детского сада и школы”. Работать мы с вами будем под девизом:

Жить в красоте,
Замечать красоту,
Создавать красоту вокруг себя”

2. Ледокол “День именинника”

Я предлагаю начать наш семинар с проведения небольшого “Дня именинника”. Под музыкальное сопровождение мы исполняем всем известную песенку “Кто родился в январе вставай, вставай, вставай и поздравления коллег скорее принимай”, рождённые в январе встают и все присутствующие им аплодируют.

Основной этап

1. Теоретическая часть

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

ЭСТЕТИКА (от греческого – чувствующий, чувственный) – философская наука, изучающая сферу эстетического, как специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей.

(А.М. Прохоров)
“Большой энциклопедический словарь” 1991 г.

Как особая дисциплина вычленяется в 18 веке у Баумгартена, введшего сам термин “эстетика” для обозначения “науки о чувстве, знании”, у Канта “эстетика” – наука о правилах чувственности вообще”

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв)

Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определённые условий.

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Дети любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботиться о накоплении ребёнком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приёмам. Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей, для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Задача педагога – не нарушая замысла ребёнка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное – создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребёнка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умении переносить усвоенное в собственную новую деятельность. К воспитанию самостоятельной художественной деятельности дошкольников мы привлекаем и родителей, которые являются активными участниками конкурсов, проводимы в детском саду.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке; это и театрализованные игры и игры-драматизации, тематические занятия.

Для проведения таких занятий в нашем детском саду созданы все условия: открыты изостудия, театральный салон, сенсорная комната, зимний сад, кинозал.

Немалое место отводится экскурсиям. Задача педагога – продумать содержание экскурсии с учётом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства. А чувства, как известно, очень легко разрушаются.

Положительное воздействие в воспитании эстетической культуры оказывает просмотр детьми театрализованных и цирковых постановок, в исполнении профессиональных артистов.

Мы стараемся чаще приглашать гостей из школы для проведения совместных праздников, соревнований.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимают праздники и развлечения.

Развлечения проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусства. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему (“Осень – краса”). Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение на празднике – повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. Такие вечера развлечений и праздники доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. Постоянные гости и участники праздников и развлечений родители.

Немалую роль в эстетическом воспитании дошкольников играет и привлечение их к участию в конкурсах, как городских, так и областных.

В дошкольных образовательных учреждения мы начинаем открывать и развивать таланты детей, а школа, принимая нашу эстафету, продолжает работу по воспитанию эстетической культуры детей, продолжает развивать их таланты.

Можно отследить уровень эстетического воспитания ребенка к началу школьной жизни. (Приложение 1)

А сейчас мы приглашаем вас пройти на занятие по изобразительной деятельности. По окончанию занятия мы проведем анализ по вопросам, которые находятся у вас на столах, карточка-приложение 2. Работать будем по группам: 1 стол – воспитатели, дают свой анализ занятия, 2 стол – учителя, высказывают своё мнения. В итоге мы сравним наше видение данной формы эстетического воспитания дошкольников.

2. Практическая часть

  • Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе (Педагог дополнительного образования)
  • Вернисаж (выставка рисунков)
  • Концерт (Выпускники, воспитанники детского сада)

3. Выделение форм эстетического воспитания детей (работа по группам)

Эстетическое воспитание детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста осуществляется в разных формах. Сейчас мы вспомним эти формы и посмотрим, имеют ли они различия в начальной школе и в детском саду. На доске размещена карточка “Формы организации эстетического воспитания”. Вы прописываете ваши формы на карточках и размещаете их на доске.

3. Подведение итогов семинара

Подошёл к концу наш семинар. Предлагаю оценить методику проведения семинара для последующего анализа. Перед вами “Древо творчества”, прикрепите на дереве листья, цветы, плоды, каждый из которых имеет своё значение: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – довольно неплохо; зелёный лист – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё; жёлтый лист – “чахлый”, пропащий день.

Приложение 1, Приложение 2