Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада


Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

Поэтому целью нашей работы стало создание психолого-педагогических условий для адаптации детей к дошкольному учреждению.

Для себя мы поставили такие задачи:

 Чтобы процесс адаптации протекал наиболее успешно, нами были разработаны мероприятия, которые были разделены на этапы.

Так первый этап заключал в себе подготовительно-информационную работу. Здесь мы изучали проблему адаптации, анализировали литературу, подготавливали методические пособия.

На втором этапе мы составляли списки будущих воспитанников, затем организовывали посещение их семей на дому, знакомились с малышом. Родителям были вручены пригласительные на родительское собрание, в котором были указаны тема и вопросы собрания.

В третий этап входило проведение родительского собрания, на котором обсуждались такие вопросы, как: важность постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2–3 недели до поступления в детский сад) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму ДОУ; введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там; необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание).

Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендовали родителям посещать совместно с ребенком прогулки и участвовать в играх с другими детьми в группе. Пояснили, для чего это необходимо: малыши познакомятся с педагогами и детьми, могут пообщаться с ними, вовлекаться в совместные игры, исследовать участок для прогулок, что приведет ребёнка к более спокойному, уравновешенному состоянию.

Если ребенок, поступающий в ДОУ, уже способен к речевому общению, мы рекомендовали родителям проводить с ним беседы о поступлении в детское учреждение. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на «работу», помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, рассказать о том, как сами родители ходили в детский сад, когда были малышами, в какие игры играли. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность.

Также мы провели небольшую экскурсию по детскому саду. Родители имели возможность познакомиться с групповой комнатой, с её обстановкой, особенностями устройства спальной, горшечной, приёмной комнатами, игрушками и пособиями. Многие родители впервые сталкиваются с этой проблемой и поэтому они очень обеспокоены, взволнованы и интересуются всем, с чем будет сталкиваться их малыш. Эти этапы являлись подготовительными для без стрессового прихода детей в ДОУ.

На четвертом этапе проводились непосредственно мероприятия по адаптации детей.

Одним из первых мероприятий было совместное посещение ДОУ детьми и родителями. Родители с интересом откликнулись на такую форму взаимодействия с нами.

Данная форма работы проходила в 4 этапа:

    1. «Мы играем только вместе»;
    2. «Я играю сам, но ты будь рядом»;
    3. «Иди, я немножко поиграю один»;
    4. «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».

Прохождение каждого этапа зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Остановимся на этапах «отделения» малыша от мамы и постепенного обретения самостоятельности.

Этап первый. « Мы играем только вместе».

Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности и сама активно играет во все игры. На данном этапе мама и ребенок — единое целое. Они играют или рисуют в четыре руки, танцуют или бегают в паре. В свободной деятельности мама сопровождает ребенка, следуя его интересам, знакомит его с играми и игрушками в группе, сопровождает его в туалет, одевает, раздевает и т.д.

Этап второй. «Я играю сам, но ты будь рядом».

Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Малыш постоянно возвращается к ней, оглядывается на нее. Это лишь первые пробы на самостоятельность. Здесь важно научить маму одновременно отпускать ребенка, следить за его безопасностью, своевременно окликаться на его призывы. Постепенно ребенок добровольно включается в игры с педагогом, другими детьми, чужими мамами.

Этап третий. «Иди, я немножко поиграю один».

Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо играет с педагогом и детьми, хорошо ориентируется в обстановке. У него появляются любимые игры и игрушки, он запомнил необходимые правила. Когда наступает такой момент, можно предложить маме подождать ребенка в приемной. Главное в этой ситуации — то, что мама предупреждает ребенка: она ненадолго отлучится, и действительно ненадолго отлучается, если ребенок согласен на это.

Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы. При этом нужно обязательно подчеркнуть: мама не обманула ребенка, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему. Постепенно можно увеличивать время отсутствия. Этап четвертый. «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».

На этом этапе ребенок, собираясь в детское учреждение, уже знает, что будет в группе один, и согласен на это. Он легко ориентируется в группе, активен в общении.

Это завершающий этап в процессе становления психологической автономности ребенка. Далее необходимо время для ее укрепления.

В помощь родителям был оформлен уголок по адаптации, куда входят - стенд «Первый раз в детский сад», одна из его рубрик: «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему посещать детский сад»; памятки, папки - передвижки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества.

Пятый этап включает в себя игры на формирование коммуникативных навыков, побуждению к контакту с взрослыми, созданию радостной атмосферы в группе. Мы использовали эмоционально-тактильные игры: «Коза», «Еду-еду», «Два солдатика»; игры-забавы: «Мыльные пузыри», «Солнечные зайчики», «Воздушные шары»; пальчиковые индивидуальные игры: «Ути-ути», «Пальчик-мальчик»; подвижные игры: «Догони мяч», «Прокати машину», «Соберите шарики». Игры с песком и водой одни из любимых и естественных деятельностей детей, поэтому мы широко используем игры в мини-бассейне и сухом бассейне. Эти игры успокаивают детей, вносят равновесие в их душевное состояние.

Так как родители не имеют возможности наблюдать жизнедеятельность детей в течение всего их периода пребывания в группе детского сада, мы используем оформление фото стендов, отражающих повседневную жизнь детей в детском саду, фиксируем игры детей на видеокамеру и предлагаем материал для просмотра родителям.

Во время подготовки к первому родительскому собранию вначале учебного года мы провели анкетирование родителей по теме: «Успешность адаптации ребёнка в детском саду». Исследуя анкеты, выяснилось, что дети идут в детский сад с желанием, настроение у них бодрое. В результате анализа адаптационных листов, мы выяснили, что из восьми вновь прибывших детей, 87,5% (7детей) прошли легкую форму адаптации, а 12,5% (1реб) составляет средняя форма адаптации. На собрании шла речь о результатах анкетирования, удовлетворенности родителей данными формами работы. Также родители отметили, что благодаря тому, что период адаптации протекал спокойно без стрессовых ситуаций, дети приобрели в столь короткий срок новые культурно-гигиенические навыки.

Далее мы рассказывали о воспитательно – образовательном процессе, какие планируем и как проводим занятия, соответствующие этому возрасту, о программных требованиях, игровой деятельности и применяемыми нами технологиями. Заключил эту встречу видеофильм из жизни детей в группе, где они играют в общие игры, самостоятельные и занимаются индивидуально.

Необходимо помнить, что процесс адаптации станет наиболее безболезненным и успешным, если он определяется систематичностью, повторяемостью воспитательных воздействий.

Результатом использованных методов, приёмов, мероприятий - стал спокойный, ровный процесс адаптации, в ходе которого дети обрели различные новые навыки самообслуживания, умения контактировать с детьми и взрослыми, активно участвуют в совместных играх и занятиях.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.

Но на этом процесс тесного общения с родителями, педагогико - психологической помощи родителям и детям не заканчивается, а наоборот открывает двери к новым знаниям и совместному общению на другом уровне.