Экологическое воспитание детей в проектной деятельности


Экология определяется как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Чтобы осмысленно работать в области экологического воспитания, нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

По мере развития общества экология все больше приобретает социальное значение. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. От проблемыорганизмсреда” экология подошла к проблеме “человек – природа”. Именно на этом этапе развития мы осознали роль и необходимость экологического образования, начиная с раннего возраста. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека. Поэтому в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования экологического образования, начиная с дошкольного возраста. Разработан проект “Национальная стратегия в области экологического образования РФ”, где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел. В “Концепции устойчивого развития России” выделен раздел “Экологическое образование, экологизация общественного сознания”. В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.

Работая с детьми дошкольного возраста, заметила, что они тянутся к природе, но при этом не задумываются, не осознают взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы. Именно поэтому во главу работы с детьми я взяла экологическое воспитание. И так, главная задача на современном этапе – заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем детям были свойственны такие качества как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, самостоятельность и познавательная активность.

Метод проектов помогает решать эту задачу. Он развивает свободную творческую личность ребенка, развивает познавательные способности, творческое воображение и мышление. Меня заинтересовал этот метод, так как он основан на взаимодействии педагога и ребенка, цель достигается практической деятельностью: дети учатся наблюдать, экспериментировать, любить и беречь природу. Проектная деятельность способствует саморазвитию каждого ребенка.

Я начинала работу с несложных, простых проектов: “Животные”, “Птицы”, “Мир растений”, “Озеро Байкал”, “Поселок Чунский – моя малая Родина”. Отработав с детьми по этим проектам, я выбрала тему долгосрочного проекта “Экология и мы”.

При разработке проекта я опиралась на знания и опыт детей, на методическую литературу. Выбрала средства реализации проекта: занятия, беседы, наблюдения, игры, выставки совместного творчества, тематические выставки, праздники, развлечения, экскурсии, КВН, опыты – эксперименты. Создали экологическую тропу на территории детского сада, провожу экскурсии с детьми. Преимущества занятий – экскурсий в том, что дети имеют возможность видеть растения и животный мир в среде их обитания в разное время года. Красота Природы вызывает у детей глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется интерес к родной Природе, бережное отношение к ней. В результате работы над проектом мы создали с детьми “Красную книгу Природы”, где собраны рисунки, мини – сочинения о растениях и животных, которых осталось очень мало. Составили с детьми “Жалобную книгу Природы”, в нее помещаем рассказы о Природе своего района, экологические сказки, рисунки животных и растений своего края. Создали макеты, модели “Почва Чунского района”, “Развитие насекомого” и другие.

Работа над проектом помогла в тесном сотрудничестве с родителями. Родители много помогали в работе с детьми, подружились между собой. Я считаю, что это очень важно. Организовали экологическую почту /в специальный ящичек родители с детьми пишут вопросы, о чем хотели бы узнать и во время совместных встреч ищем на них ответ/. Совместно с родителями провожу разные акции по защите природы: “Кормушка на окне”, “Покорми птиц”, “Посади дерево, цветок” и т. д. Выпускаем газету “Природа в опасности”, провели конкурс плакатов “Защитим природу”.

Вся эта работа помогает расширять кругозор детей, развивать и активизировать речь детей, воспитывать любознательность.

В ходе наблюдений научила детей строить причинно-следственные связи, развивала логическое мышление, активизировала речь. Проводила поисково-познавательную деятельность в форме экпериментальных действий. В результате выявили скрытые существенные связи с явлениями природы. У детей сформировалось диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие взаимосвязей и взаимозависимостей. Развивала у детей собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (эталонов, условных заместителей, моделей). Поддерживала инициативу детей, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Использовала в своей работе с детьми художественную литературу, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, энциклопедии.

В результате работы над проектом создали мини-музей природы, куда вошли коллекции камней, шишек, семян, различные виды почвы, иллюстрации животных, растений и т.д.

На кружке “Умелые ручки” дети работали с природным материалом, фантазировали, изготавливали различные поделки. Т. е. использовала интеграцию различных образовательных областей, а это является одной из задач Федеральных государственных требований.

Для создания условий в работе над проектом я изготовила дидактические игры и пособия: “Угадай по следу”, “Собери грибы в лукошко”, “С какой ветки детки”, “Кто чем питается”, “Правила поведения в лесу”, “Пищевые цепочки”, “Что сначала, что потом” и многое другое.

Результаты работы над проектом таковы:

  1. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  2. Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.
  3. Сформированы начала экологической культуры.
  4. Дети получили практические знания по охране природы.
  5. У детей сформированы речевые навыки.
  6. Они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Работа над проектом помогла в тесном сотрудничестве с родителями. Родители много помогали в работе с детьми, подружились между собой. Я считаю, что это очень важно.

По результатам проведенной в конце года диагностики дети показали хорошие результаты не только по экологии, но и по другим образовательным областям и пошли в школу подготовленными. У них сформированы основы экологической культуры, базовые представления о многообразии форм жизни на суше и в воде, а так же о взаимосвязи живых организмов в природе. Эти знания стимулируют любознательность, исследовательский интерес. У них развиты личностные качества: самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность и произвольность. А это позволило моим выпускникам успешно обучаться в школе.

Образовательные области проекта: социализация, коммуникация, познание, труд.

Вид проекта: игровой, творческий, исследовательский, естественно – научный.

Актуальность темы: обеспечить устойчивый интерес к природе, приобщать к бережному отношению к окружающему миру.

Цель проекта: сформировать позитивное отношение к природе, к ее охране.

Задачи проекта:

– обучать началам экологической безопасности;
– сформировать эмоционально положительное отношение к окружающему миру;
– воспитывать уважительное отношение ко всем объектам природы, понимание взаимосвязей и взаимозависимостей в природе.

Возраст участников: 6-7лет.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Основные формы реализации проекта: занятия, экскурсии, наблюдения, опыты-эксперименты, создание “Красной книги природы”, “Жалобной книги природы”, создание макетов, моделей, коллажей, экологической тропы, выпуск газеты, плакатов, развлечения, экологические праздники, экологическая почта, акции и т.д.

Обеспечение:

Материально-техническое:

  • изготовление фотографий; покупка альбомов, таблиц, канцелярских товаров, дисков.

Учебно-методическое:

  • Н.Н. Авдеева “Жизнь вокруг нас”.
  • С.Н. Николаева “Юный эколог” Н.В. Коломина “Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.

Информационное: журналы:

  • “Воспитатель ДОУ”
  • “Дошкольное воспитание”
  • “Дошкольное образование”
  • “Управление ДОУ”

Предполагаемый результат: дети должны научиться рассказывать о природе, ее пользе, о бережном отношении ко всему окружающему, правильно вести себя, трудиться, беречь окружающее.

Продукт проектной деятельности: “Красная книга”, “Жалобная книга природы”, макеты, модели, мини-лаборатория, мини-музеи, дидактические игры, коллажи, газеты, плакаты, сценарии экологических сказок, выставки совместного творчества и т.д.

Презентация проекта: компьютерная презентация результатов работы, показ экологической сказки для родителей и педагогов, открытые показы работы в уголке природы, оформление участка.

Тематика

Взаимодействие педагогов

Продукт детской деятельности

Сроки

Ягодные кустарники

Воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель ИЗО

Д/игры “Угадай на вкус”; “С какого кустика ягода”

Аппликация “Клубничная поляна”

Рисование “Витамины на тарелочке”

Выставка “Дары природы”

Заполнение страницы в “Книге природы”

Составление рассказа “Польза ягод в жизни человека и животного”

Развлечение “На лесной поляне”

Экологическая почта.

Август, сентябрь
Выпуск газеты “Природа в опасности” 4 раза в год

Деревья на участке детского сада

-//-

Чтение произведений.

Игра “С какой ветки детки”

Беседа о подготовке деревьев к зиме.

Разучивание песен о природе.

Изготовление поделок из листьев.

Выставка “Волшебный листок”

Заполнение страницы в “Книге природы”

Рисование, аппликация “Деревья нашего участка осенью”

Изготовление гербария “Осенние листья”

Сентябрь, октябрь

Вода в природе

  Беседы о разных состояниях воды.

Подбор загадок, пословиц.

Наблюдения, беседы по материалам “Жалобная книга природы”

Опыты – эксперименты с водой

“Искусственная речка”; “Дыхание под водой”; “Превращение воды в лед”. Создание мини– лаборатории

Создание мини-музея “Вода”.

Октябрь, ноябрь

Деревья зимой

  Д/игра “Угадай по описанию”. Экскурсия в зимний парк. Экологическая тропа “Деревья зимой”

П/игра “К дереву беги”

Изготовление схем

Фотовыставка

Рисование “Зимний лес”

Акция “Покорми птиц”

Экологическая почта.

Поисково-экспериментальная деятельность “Птичья столовая”

Декабрь

Кто живет в лесу зимой

-//-

Разучивание песен, стихов, подбор загадок.

Занятие. Игра “Следопыты”

Выставка поделок из природного материала

Акция “Кормушка”

Заполнение страницы “Книги природы”. Рисование “Зимние обитатели леса”. Экологическая почта.

Ноябрь, декабрь

Добрые дела

-//-

Изготовление костюмов.

Д/игры. Правила поведения в природе.

Викторина “Птичка-сестричка”. Работа с макетом. Аппликация “Кормушка”.

Показ экологической сказки.

Совместное с родителями создание плаката “Защитим природу”. Чтение произведений. Заполнение страницы книги (экологические сказки)

Январь, февраль

Растения нашей местности

-//-

Работа с гербарием и альбомом “Лекарственные растения”. Беседа “Как животные проводят зиму”

Лаборатория “Лекарь”.

Д/игры “Кто где живет”; “Кто чем питается”; “Что растет у нас в лесу”.

Заполнение страницы (рассказы о растениях нашей местности).

Рисование, аппликация, создание коллажа “Растения”

Март

Река весной.

Вода: снег, лед, сосулька

-//-

Слушание музыки из цикла “Времена года”. Разучивание песен, потешек о весне. Звуки музыки в природе. Беседа о состоянии воды. Безопасность на льду. Занятие “Дед Мазай и зайцы”.Рисование капели. Составление коллажа “Весенняя капель”. Составление таблицы – схемы “Кому нужна вода”.

Выпуск книги “Жалобная книга природы”. Изготовление модели “Почва Чунского района”

Апрель

Деревья и кусты весной. Летят перелетные птицы.

-//-

Экскурсия в парк, рассматривание почек на деревьях.

Рассматривание картин, беседа о перелетных птицах.

Составление рассказов “Как определить весну”

Рисование “Природа весной”. Д/игры.

Посев семян. Изготовление модели “Развитие насекомого”

Май

Тавянистые растения. Насекомые

 

Изготовление альбома “Цветы”.

Знакомство с Байкальским заповедником.

Изготовление альбома “Насекомые”.

Экологический тренинг “Как вести себя на лугу”

Беседы. Игра “Что можно увидеть в высокой траве”

Рисование картинок, схем об охране природы.

Июнь