Экологический проект-экспериментирование "Почва – живая земля"


Чудесная кладовая.

"Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как оно называется:"

Актуальность проекта.

В России имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которой происходит деградация почв. А почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения.

В проекте "Почва - живая земля" предлагается решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Цель: формирование естественнонаучных основ и экологических понятий.

Задачи:

Объекты проекта.

Информационная часть.

Почва - это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой темный. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие - основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв и разрабатывают правила их использования. Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.

Земля - наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается. Ливневые дожди или бурные потоки весенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам. На склонах оврагов высевают луговые травы. Корни их, разрастаясь в почве, закрепляют склоны.

В природе растения и подземные животные приспосабливаются к почве, а человек научился составлять почвенные смеси из разных природных компонентов для более эффективного роста и развития растений.

Дерновая земля - это перепревшие в течение года пласты дерна (трава вместе с землей), взятые с луга. Бывает легкая и тяжелая дерновая земля: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой - глина.

Листовая земля получается через 2-3 года из сложенных в кучу опавших листьев, которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля.

Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.

Торфяная земля - это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1.5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

Перегной - это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все микро- и макроэлементы.

Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом.

Глина - тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но и задерживает её, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения.

План работы с детьми по проекту "Почва - живая земля".

Месяц. Тема занятия, наблюдения. Цель.
Сентябрь. Занятие. Что такое почва? Показать сложность состава почв и многообразие их типов. Обратить внимание на малочисленность плодородных почв на земле.
Занятие. Почему песок хорошо сыплется? Выделить свойства песка и глины: рыхлость, сыпучесть.
Наблюдение. Что у нас под ногами? Подвести понимание детей к тому, что опавшие листья являются "кормом" для самих же растений.
Октябрь. Занятие. Что есть в почве? Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).
Занятие. Как опавшие листья становятся питанием для растений. Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).
Наблюдение. Что стало с опавшими листьями? Обратить внимание на изменение опавших листьев в куче.
Ноябрь. Занятие. Что у нас под ногами? Подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав, состояние почвы зависит от состояния температурного режима.
Занятие. Кому лучше?

Посадка двух одинаковых отростков герани: в воду, в почву.

Определить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Наблюдение. Кому лучше? Определить благоприятные условия для роста и развития растений (в каком горшке появился первый новый листок), отметить в календаре записями и рисунками.
Декабрь. Занятие. Как быстрее?

Посадка двух одинаковых отростков хлорофитума в горшки с почвой: с плодородной, неплодородной.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Занятие. Какие корни у растений тундры? Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.
Наблюдение. Как быстрее? Определить благоприятные условия для роста и развития растений, отметить в календаре записями и рисунками.
Январь. Занятие. Где лучше расти? Посадка отростков традесканции в два горшка: с плодородной почвой, с песчано-глинистой смесью. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Занятие. Растения в зимнем саду. Установить зависимость живой природы от неживой (свет, тепло, влага).
Наблюдение. Где лучше расти? Определить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, отметить в календаре рисунками и записями.
Февраль. Занятие. Зеленые фигурки. Посев семян кресс салата в плодородную почву и в бумажные салфетки. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Занятие. Для чего корешки? Поставить отросток герани с корешками в прозрачный стакан с водой. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.
Наблюдение за экспериментами: "Зеленые фигурки" и "Для чего корешки?" Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества на рост и развитие растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.
Март. Занятие. Где больше? Два горшка с одинаковыми растениями, одинаково увлажненные поставить: в тень, на солнце. Выделить причину сохранения влаги.
Занятие. Где лучше цветы растут? Посев цветов на рассаду в два горшка: с плодородной почвой, неплодородной почвой. Установить зависимость растений от почвы, зависимость факторов неживой природы от живой.
Занятие. Посев семян помидоров на рассаду. Подвести представление детей к пониманию условий, необходимых для роста и развития растений (свет, влага, тепло, почва, подкормка).
Наблюдения за рассадой цветов и помидоров. Определить по состоянию растений качество условий, необходимых для качественного роста и развития растений.
Апрель. Занятие. Нужен ли корешкам воздух?

Два одинаковых растения в горшках с плодородной почвой: одно рыхлить, другое не рыхлить.

Выявить причину потребности растения в рыхлении. Доказать, что растение дышит.
Занятие. Где растение больше получает воду? Выявить способность разных почв пропускать воду и причину потребности растения в рыхлении.
Наблюдение за экспериментами: "нужен ли корешкам воздух?", "Где растение больше получает воду?" Выявить способность разных почв пропускать воду и причину потребности растения в рыхлении.
Май. Занятие. Могут ли животные жить в земле? Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические вещества).
Занятие. Наверх! Эксперимент с дождевым червем. Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические вещества).
Занятие. Посев семян овощных культур в грядки. Подвести понимание детей к тому, что при создании благоприятных условий и плодородной почвы можно вырастить растение из семян.
Наблюдение за ростом и развитием растений на грядках. Оценить качество растений, зависимость их от природных условий, отметить выводы в календаре.
Июнь. Занятие. Наши друзья - подземные жители дождевые черви. Уточнить представление детей об обитателях почвы - дождевых червях, их строении, повадках, значении. Вызвать у детей положительные эмоции, убедить в том, что каждое существо имеет право на жизнь
Занятие. Чем нюхает червяк? Подвести представление детей к пониманию, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.
Занятие. Высаживание рассады помидоров, садовых цветов на улицу. Подвести представление детей к пониманию зависимости растений от природных условий, плодородности почвы, зависимости состояния почвы от температурного режима воздуха.
Кукольный театр. Где зимуют насекомые? Подвести представление детей к пониманию взаимозависимости насекомых с почвой, их приспособленности к изменениям природных условий.
Экскурсия в лес. Какие бывают почвы? Уточнить представление детей о разновидностях почв. Собрать массовый материал для дальнейшей экспериментальной деятельности (хвойную и листовую землю).
Июль. Занятие. Прополка, рыхление почвы, подкормка растений удобрениями в огороде. Подвести представление детей к пониманию того, что растения нуждаются в благоприятных условиях.
Экологическое развлечение. Тайны цветов. Уточнить представление детей в том, что растения нуждаются в благоприятных условиях, в необходимости бережного отношения к природе.
Экскурсия на луг. Какие бывают почвы? Уточнить представление детей о разновидностях почв. Собрать для дальнейшей экспериментальной деятельности дерновую землю, глину.
Август. Занятие. Прополка, рыхление почвы, подкормка удобрениями растений в огороде. Уточнять представления детей в том, что растения нуждаются в благоприятных условиях.
Занятие. Сбор урожая в огороде. Дать детям возможность видеть результаты своего труда, порадоваться.
Занятие. Сбор семян цветов. Подвести понимание детей к тому, что из цветов можно собрать семена, что цветы - живые существа, которые имеют свойство размножаться.
Экологический праздник. Вот какой урожай!. Закрепление знаний об условиях жизни растений, о взаимосвязи растений с природными факторами, правилах ухода за растениями. Воспитание желания трудиться, видеть и радоваться своим результатам.
Экскурсия на реку. Какие разные почвы. Уточнить представление детей о разновидностях почв. Собрать массовый материал для экспериментов: камни, песок.

Используемая литература.

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва, 2003 г.
  2. Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников "Наш дом - природа". Москва, 1998 г.
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, 2002 г.
  4. Николаева Н.И. Методика экологического воспитания дошкольников. Москва 2001 г.