"Чудо рядом с нами"


Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ей спеши:
Она - твой давний
Добрый лекарь.
Она - союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она - одна.
В. Шефнер.

По содержанию: проект экологический, оздоровительный, творческий, социальный.

По числу участников: проект массовый.

По времени проведения: долгосрочный (осень, зима, весна).

По характеру контактов: дети, родители, педагогический коллектив.

Проблема. Роль экологической тропинки в решении задач экологического образования и воспитания, оздоровительных и социальных задач, творчества детей дошкольного возраста.

Цель. Содействие экологическому, физическому, творческому и социальному развитию ребенка.

Задачи:

Экологические.

Оздоровительные.

Творческие.

Социальные.

  • Формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
  • Учить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей

Актуальность.

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.Сухомлинский.

Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель - вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, детского сада.

Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду - экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа - это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Работу по экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т.д.

Планирование работы на экологической тропе можно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и живого мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

Учитывая особенности возраста, также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа - это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада не только в экологическом образовании детей, но и в разных мероприятиях на свежем воздухе, это - оздоровительные, творческие и социальные.

Основным содержанием оздоровительных мероприятий, проводимых на свежем воздухе, является совершенствование двигательных навыков, а также накопление двигательного опыта детей.

Особое внимание необходимо уделять развитию у детей активности, самостоятельности, ответственности, точности выполнения и прочности усвоения детьми знаний и умений.

Задача инструктора по физкультуре развить интерес к движениям, двигательным действиям, связанных с преображением природы, её переходом из одного качества в другое.

Правильно осуществленное руководство инструктора, его организационная деятельность, позволяет ребенку установить определенные взаимосвязи и освоить жизненно важные движения, овладеть разнообразными умениями и навыками в двигательной сфере. В увлекательной, наглядно-практической форме спортивные мероприятия на свежем воздухе, развивают интерес к спорту, физическим упражнениям, формируют мотивацию здорового образа жизни.

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа "я", эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими детьми.

Прогулки по экологической по тропе - это радостное общение с природой, положительные эмоции, возможность оценить свои силы и способность преодоления препятствий. Это прекрасное средство для отдыха и интересного содержания досуга. Такие прогулки дают детям возможность знакомиться с многообразием органического мира, наблюдать за объектами и явлениями природы, ориентироваться на местности, с приспособляемостью организмов к среде обитания, с проблемами охраны окружающей среды, с правилами поведения в природе. Свои впечатления о природе, эмоции можно отражать рисунками, поделками, реально передавая состояния живых существ, их жизнь в различных условиях среды. Вместе со взрослыми изготавливать макеты различных зон природы. Нарисованные картинки, поделки, фотографии можно использовать для театрализованных игр, оформления, устных рассказов, в качестве подарков, выставок.

Мероприятия на свежем воздухе являются вполне приемлемой формой организации деятельности детей в ДОУ, поскольку происходит благоприятное влияние общения ребенка с природой на умственное, познавательное, физическое, социально-эмоциональное, эстетическое и творческое развитие ребенка.

Предполагаемый результат.

  1. Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями.
  2. Интерес к познанию живого.
  3. Сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояния объекта, установка необходимых связей.
  4. Проявление гуманных чувств к живому.
  5. Овладение основными видами движений (ходьба, бег, прыжки), морально-волевыми качествами (быстрота, ловкость, выдержка, организованность, дисциплинированность).
  6. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
  7. Формирование пространственных представлений, ориентировки на местности.
  8. Формирование навыков самовыражения, объединения в совместной деятельности, повышения своей самооценки и уверенности в себе.
  9. Осознанное проявление своих эмоций, чувств и переживаний, способов поведения в отношениях.
  10. Формирование навыков этически ценным формам с другими людьми.
  11. Формирование навыков видеть и отражать в рисунке красивое разными материалами.
  12. Формирование умений выражать через рисунок свое отношение к природе.
  13. Развитие творческих способностей и фантазии детей.

Приложение 1.

Используемая литература.

  1. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. М.: Мозаика - Синтез, 2006.
  2. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. - М.: Компания "Ключ - С", 1995
  3. Смирнова В. В. Тропинка в природу. Изд-во Союз, 2001.
  4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Москва, Вако, 2005.
  5. Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой. Ростов-на-Дону, 2002.
  6. М.А. Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва - Синтез, 2009.
  7. Глазырина А.Д. Физическая культура дошкольникам. Старший возраст. Москва, 2001.
  8. Князева О.Л. Я - Ты - Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. Москва, Мозаика-Синтез, 2003.
  9. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего возраста. Практическое пособие. Москва, генезис, 2005.
  10. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Москва, Мозаика - Синтез, 2006.
  11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей. Для работы с детьми 2-7 лет.
  12. Третьякова Н.Г. Обучение детей рисованию в детском саду. Для детей 2-7 лет.